Cвязаться с нами

Бизнес

Дорогая аренда, таможня, транспорт: главные проблемы торговой зоны «Айритом»

Опубликовано

в

Посетители «Айритома» жалуются на график работы и сложности при пересечении границы

Проблемы с пограничными процедурами и ограниченным временем работы стали одними из ключевых барьеров для посетителей и предпринимателей в международной торгово-свободной зоне «Айритом» под Термезом.
Об этом говорится в отчете Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР), подготовленном на основе опроса участников и посетителей.

Более 740 тысяч посетителей за год

С момента открытия комплекса в августе 2024 года зону посетили свыше 740 тыс. человек, из которых 400 тыс. — граждане Афганистана, что составляет чуть более половины всех гостей.
Медицинская клиника Akfa Medline, работающая на территории центра, за это время обслужила 76 тыс. пациентов, 80% из которых также приехали из соседней страны.

Экспорт и бизнес-активность

Из 490 торговых точек, предусмотренных в структуре комплекса, на сегодняшний день работают 218 магазинов.
Экспорт товаров и продукции через «Айритом» за 13 месяцев достиг $187 млн, а после выхода на полную мощность прогнозируется увеличение до $1,2 млрд.

Более 70% предпринимателей, действующих сегодня в торговой зоне, открыли свои магазины сразу после запуска.
Две трети участников сообщили о годовом обороте до 1 млрд сумов (около $78 тыс.), а еще 29% зарабатывают до 5 млрд сумов (порядка $390 тыс.).

Покупатели, трафик и арендные ставки

Посещаемость торговых точек остается умеренной: 43% магазинов принимают около 30 клиентов в день, а четверть — от 100 до 150 покупателей.
При этом 52% предпринимателей назвали основными клиентами именно афганских граждан.

Стоимость аренды варьируется от $2,6 до $8,3 за кв. м в зависимости от расположения и этажа.
Почти половина торговцев (48%) считают действующие ставки завышенными.

Что покупают и как оценивают цены

Согласно данным опроса, свыше 90% посетителей приезжают в «Айритом» за продуктами питания.
Также 46% покупателей приобретают одежду, 38%бытовую технику, а 14%фармацевтические товары.
Почти 70% опрошенных отметили, что цены в торговой зоне ниже, чем на других рынках региона.

Однако 29% клиентов посещают комплекс не чаще одного раза в месяц.
При этом 43% респондентов пожаловались на отсутствие регулярного транспортного сообщения с торговым центром.

Главные проблемы: график и граница

Основной жалобой участников опроса стал ограниченный режим работы95% посетителей высказались за круглосуточный формат торговли.
Кроме того, 71% отметили затраты времени на прохождение таможенного и пограничного контроля, что особенно актуально для граждан Афганистана.

Почти столько же респондентов указали на необходимость пересмотра ценовой политики гостиничных услуг, а каждый второй афганский посетитель выразил интерес к открытию образовательных центров на территории комплекса.
Также по 29% опрошенных хотели бы видеть расширение бытовых и аптечных услуг.

Перспективы и региональный контекст

Как ранее сообщалось, в соседнем Пакистане рассматривается возможность создания торговых зон по образцу международного центра «Термез», который должен стать моделью приграничного сотрудничества и интеграции частного бизнеса в региональную экономику.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бизнес

Офис vs удаленка: как меняется культура труда в Узбекистане и что выбирает бизнес

Опубликовано

в

By

 В Узбекистане появляется новый слой рынка — компании, которые осознанно работают удаленно или гибридно. Чтобы понять, как это работает, Spot поговорил с руководителями EPAM, Uklon и VSEBUDET.  

Продолжить чтение

Бизнес

Akfa совместно с турецким партнером построит фабрику в США за $600 млн — Артыкходжаев

Опубликовано

в

Akfa выходит на рынок США с проектом на $600 млн

Akfa Group запускает крупное производство в США совместно с турецким партнером

Компания Akfa Group в сотрудничестве с турецким инвестором начинает строительство промышленного комплекса на территории США. О старте проекта рассказал основатель холдинга Джахонгир Артыкходжаев в эфире телеканала Oʻzbekiston 24.

Новый завод будет расположен в штате Кентукки и специализируется на выпуске продукции из алюминия. Помимо этого, мощности предприятия охватят производство автокомплектующих, деталей для солнечных энергосистем и оконных конструкций. По словам предпринимателя, работы по проекту уже находятся в активной фазе.

Объем финансирования только на стартовом этапе составит $105 млн. В дальнейшем в развитие американского актива планируется направить дополнительные инвестиции в размере $600 млн, что делает проект одним из самых масштабных для компании на международном уровне.

Выход на рынок США начался для группы еще в начале 2024 года. В феврале дочерняя структура холдинга — компания Benkam — успешно осуществила первую партию поставок алюминиевых профилей в Америку. Руководство Akfa Group подчеркивает, что именно североамериканский рынок рассматривается как стратегический приоритет для расширения экспортного присутствия.

Холдинг также усиливает свое присутствие в сфере медицины и образования. В сентябре Akfa Group подписала соглашение с Cleveland Clinic о создании в Узбекистане современного многопрофильного медицинского центра и образовательного комплекса. Церемония подписания прошла в Нью-Йорке в рамках делового визита и переговоров с представителями крупных компаний и инвестфондов США.

Ранее сообщалось, что сеть Burger King готовится к выходу на рынок Узбекистана и планирует запуск первых ресторанов в ближайшие полтора месяца.

Продолжить чтение

Бизнес

Узбекистан и США обсудят упрощение визового режима для граждан и бизнеса — Минтранс

Опубликовано

в

Узбекистан и США обсуждают смягчение визового режима и расширение авиасообщения

Узбекистан и Соединённые Штаты Америки рассматривают возможность упрощения визовых процедур как для граждан, так и для предпринимателей. Об этом заявил заместитель министра транспорта РУз Жасурбек Чориев во время телевизионного интервью на канале Oʻzbekiston 24.

По словам представителя Минтранса, подписанное соглашение между авиакомпанией Uzbekistan Airways и американским авиапроизводителем Boeing о поставке 22 дальнемагистральных лайнеров Boeing 787–9 Dreamliner позволит существенно расширить маршрутную сеть, включая запуск новых регулярных рейсов в крупные города США.

«Решение о расширении авиапарка поможет развитию туризма — особенно с учётом недавнего введения безвизового режима для американских граждан. Параллельно будет прорабатываться вопрос упрощения визовых процедур для граждан Узбекистана и представителей бизнеса», — подчеркнул Жасурбек Чориев.

Безвизовый въезд для граждан США с 2026 года

Согласно президентскому указу, начиная с 1 января 2026 года, граждане США смогут посещать Узбекистан без оформления визы сроком до 30 дней.

Инициатива внедрения безвизового режима была частью программы по наращиванию туристического потока, утверждённой в мае этого года президентом Шавкатом Мирзиёевым. В её рамках Министерству иностранных дел также было поручено провести дипломатические переговоры по зеркальному упрощению визовых требований для узбекистанцев, посещающих США.

Переговоры на высоком уровне

Советник главы Администрации президента РУз Комил Алламжонов сообщил, что тема отмены виз стала одной из ключевых во время прошедших в октябре переговоров с участием:

  • Кристофера Ландау — первого заместителя Госсекретаря США
  • Серджио Гора — спецпосланника президента США по Южной и Центральной Азии

Алламжонов также отметил заинтересованность узбекской стороны в увеличении туристического потока из США и открытость страны для американских путешественников.

Возможное продление американских виз для узбекистанцев

Особое внимание уделяется перспективе продления срока действия американских гостевых и деловых виз B1/B2 для граждан Узбекистана — с текущего 1 года до 10 лет. По мнению Алламжонова, такая мера может стать «значительным шагом к укреплению двусторонних отношений между странами».

Ранее сообщалось, что Uzbekistan Airways заключила соглашение на приобретение 22 самолётов Boeing 787 Dreamliner общей стоимостью $8,5 млрд. Обновление парка не только усилит роль страны как крупного транспортного узла Центральной Азии, но и создаст предпосылки для развития бизнеса, международного туризма и деловых контактов между Узбекистаном и Соединёнными Штатами.

Продолжить чтение

Trending