Бизнес
В Узбекистане у автодилеров нет единой базы гарантийного статуса машин — Комитет по конкуренции
Комитет по конкуренции выявил нарушения в сфере автоторговли и гарантийного обслуживания
Пресс-служба Комитета по развитию конкуренции сообщила о многочисленных нарушениях, допущенных автодилерами и сервисными центрами при продаже и обслуживании автомобилей.
Масштаб проверки
С начала текущего года в ведомство поступило свыше 350 жалоб от владельцев автомобилей, недовольных качеством обслуживания и исполнением гарантийных обязательств. В рамках проверок специалисты Комитета посетили более 60 автопредприятий, занимающихся продажей транспортных средств по всей стране.
Нарушения при предоставлении документации
Одним из наиболее частых нарушений стало отсутствие руководств по эксплуатации на узбекском языке. Так, на 39 предприятиях покупателям не предоставлялись инструкции на государственном языке.
Например, автомобили Chevrolet — включая модели местного производства (Cobalt, Damas, Onix, Tracker) — сопровождались только русскоязычными и англоязычными версиями руководств.
Похожая ситуация наблюдалась у марок Chery и Haval, где вся документация также была исключительно на русском.
Кроме того, представители брендов Kia (Roodell) и ADM-Aster не предоставляли информацию о технических характеристиках автомобилей на узбекском языке, что нарушает требования законодательства.
Недостатки инфраструктуры и гарантий
Проверка выявила, что пять автосалонов вовсе не имели собственных сервисных центров, что противоречит статье 11 Закона «О защите прав потребителей». Этот норматив требует от производителей и продавцов обеспечивать возможность гарантийного ремонта и технического обслуживания в течение всего гарантийного срока.
В 13 случаях были зафиксированы несоответствия между сроками гарантии автомобиля и его отдельных узлов.
Например:
- на Chevrolet Cobalt распространяется гарантия на 36 месяцев или 100 000 км, тогда как на двигатель — всего 24 месяца или 50 000 км;
- компания Auto Region Plus, реализующая автомобили BYD, указывала общий срок гарантии — 96 месяцев (8 лет) или 150 000 км, но для сернокислотной батареи стартера — только 12 месяцев или 20 000 км, а для ряда других компонентов — 48 месяцев или 120 000 км.
Комитет напомнил, что по закону гарантия на комплектующие не может быть короче, чем гарантия на сам автомобиль, если иное не прописано отдельным нормативным актом. В случае установления особых условий для конкретного узла производитель обязан выдавать отдельный гарантийный документ.
Жёсткие условия обслуживания
Отдельное внимание было уделено несправедливым условиям гарантийного обслуживания. Некоторые дилеры прекращали гарантию, если владелец проходил техническое обслуживание в независимом сервисе, даже при полном соблюдении инструкций производителя. Комитет подчеркнул, что такие действия ограничивают права потребителей и создают недобросовестную конкуренцию.
Отсутствие единой базы данных
В настоящее время у дилеров отсутствует централизованная база данных, где фиксировался бы статус гарантийных обязательств по каждому автомобилю. Из-за этого покупатели часто сталкиваются с бюрократическими трудностями при обращении за ремонтом или заменой деталей.
Комитет по конкуренции заявил, что уже готовит меры по устранению выявленных нарушений — в частности, по унификации гарантийных сроков и созданию общей информационной системы для автодилеров.
Ранее сообщалось, что ведомство оштрафовало одну из местных компаний за незаконное использование товарных знаков бренда Grass, что также относится к сфере защиты прав потребителей и честной конкуренции.