Бизнес
$4,3 млрд, 46 млн пассажиров и Duty Free как в Дубае: каким будет новый международный аэропорт Ташкента
Новый аэропорт Ташкента: инвестиции, партнеры и стратегическое значение для экономики Узбекистана
Президент Шавкат Мирзиёев заявил, что строительство новой воздушной гавани столицы станет мощным драйвером для национальной экономики. По его оценке, проект будет приносить Узбекистану около 770 млн долларов ежегодно, а суммарный экономический эффект в долгосрочной перспективе составит порядка 27 млрд долларов.
Вокруг будущего аэропорта планируется создание полноценного аэротранспортного кластера: гостиничных комплексов, жилых кварталов, логистических центров и объектов обслуживания. Реализация проекта позволит создать до 200 тысяч рабочих мест, что даст мощный импульс развитию промышленности, строительства, туризма и сферы услуг в Ташкенте и Ташкентской области.
Международный консорциум и структура инвестиций
Как сообщила журналист Азиза Курбанова в своем Telegram-канале, проект реализуется в формате международного консорциума, в который вошли ведущие компании из Саудовской Аравии, Японии, Южной Кореи и Узбекистана. Доли участников распределены следующим образом:
- Vision Invest (Саудовская Аравия) — 45%;
- Sojitz Corporation (Япония) — 30%;
- Incheon International Airport Corporation (Южная Корея) — 15%;
- Uzbekistan Airports — 10%.
На первом этапе будет инвестировано 2,6 млрд долларов. Из этой суммы 1,8 млрд направят на строительство современного пассажирского терминала, а 800 млн долларов — на создание аэродромной инфраструктуры.
Масштаб проекта и технические характеристики
Торговая зона нового аэропорта, включая Duty Free и коммерческие площади, составит 46 тыс. квадратных метров — почти на уровне крупнейших авиаузлов мира: Стамбула (50 тыс.), Лондона (48 тыс.) и Дубая (40 тыс. кв. м).
После ввода в эксплуатацию аэропорт сможет ежегодно обслуживать до 20 млн пассажиров и 129 тыс. тонн грузов, выполнять до 30 взлетов и посадок в час и одновременно принимать до 62 воздушных судов.
Кроме того, в транспортную систему комплекса войдут железнодорожная станция для скоростных поездов, шаттлы между Ташкентом и Новым Ташкентом, а также автомагистрали, соединяющие столицу с Самаркандом, Андижаном и Бостанлыком.
Новая инфраструктура — новая логика развития
1 августа президент Узбекистана дал старт строительству аэропорта. По словам председателя правления Uzbekistan Airports Жавлонбека Умарходжаева, будущий комплекс станет полностью цифровым и будет создан с применением новейших технологий управления, навигации и безопасности.
Министр транспорта Илхом Махкамов уточнил, что объект расположится в 17 км к югу от действующего аэропорта, вблизи автомагистрали М-39 Ташкент — Самарканд, что обеспечит удобную интеграцию с основными транспортными потоками страны.
Выбор площадки также связан с будущей платной трассой Ташкент — Самарканд, что сделает аэропорт ключевым узлом для пассажирских и грузовых перевозок на юге столицы.
Площадка и сроки реализации
По информации хокима Ташкентской области Зойира Мирзаева, строительство развернется на территории площадью 1200 гектаров в Уртачирчикском районе.
Согласно данным Министерства экономики и финансов, старт активной реализации проекта запланирован на 2026 год, одновременно с началом строительства новых международных аэропортов в Бухаре и Ургенче.
Ранее сообщалось, что новый аэропорт Ташкента появится в 7 км восточнее города Янгиюль.
Проект нового международного аэропорта Ташкента — это не просто инфраструктурная стройка, а стратегический шаг к превращению Узбекистана в транзитный и логистический хаб Центральной Азии. Масштаб инвестиций, участие мировых лидеров авиационной индустрии и комплексный подход к развитию территории делают его одним из самых амбициозных проектов в истории страны.