Бизнес
Бизнес на кружках и тарелках: как художница из России открыла в Узбекистане керамическую мастерскую и поставляет ресторанам эксклюзивную посуду
Александра Романова в интервью поделилась своей историей о «бизнесе на керамике», создании творческого пространства U100 и мечте получить награду от президента Шавката Мирзиёева.
Узбекистан славится своей керамикой с давних времен. Работы мастеров из Риштана, Гурумсарая, Ургута и других регионов восхищают ценителей искусства по всему миру. В последние годы традиционные техники обогащаются благодаря новым мастерам, таким как керамист Александра Романова.
Александра — бывший художник-постановщик театра кукол и преподаватель Академии Штиглица в Санкт-Петербурге. Сегодня она свободный художник и основатель мастерской с романтичным названием «Cheateu Колхоз». В 2023 году, по личным и геополитическим причинам, она переехала в Узбекистан, сделав Ташкент своим домом.
За два года Александра успела многое: открыть мастерскую, организовать еженедельные рисовальные завтраки, провести серию летних мастер-классов у бассейна, устроить персональную выставку и издать книгу о знакомстве с Ташкентом.
О себе Александра рассказала, что выросла в Санкт-Петербурге, где прожила 41 год. С детства она мечтала стать художником, вдохновленная поддержкой близких. Её путь включал обучение в изостудии Эрмитажа, художественной школе, а затем в Академии Штиглица и Театральной академии. Защитив кандидатскую диссертацию, она преподавала искусствоведение на протяжении 20 лет.
Десять лет назад Александра переключилась с живописи на керамику. После рождения второго ребёнка она открыла в Санкт-Петербурге собственную мастерскую, совмещая творчество с предпринимательством. При переезде в Ташкент Александра рассматривала множество направлений, но именно керамика стала основой её деятельности.
О бизнесе в искусстве Александра отметила, что в реальной жизни художник должен продавать свои работы, чтобы не превратиться в «музей самого себя». В Санкт-Петербурге она реализовала множество предпринимательских проектов, в том числе выставочные инициативы, такие как «Новая офисная культура». Этот проект объединял художников и бизнес, однако завершился в 2014 году из-за сокращения корпоративных бюджетов.
Её мастерская сочетала преподавание и создание уникальных произведений. Именно этот опыт Александра привезла с собой в Узбекистан, имея готовые схемы для развития бизнеса.
Первое впечатление от Ташкента Прилетев в Ташкент в январе 2023 года, Александра столкнулась с неожиданно холодной погодой и перебоями с электричеством. Несмотря на это, она быстро адаптировалась и даже стала местной достопримечательностью благодаря своей фиолетовой шубе, которая привлекала внимание горожан.
Эта история о творческом пути, предпринимательстве и адаптации в новой среде показывает, как можно сочетать любовь к искусству с бизнесом, развивая культурное наследие.
Почему вы выбрали Узбекистан для переезда?
При выборе страны Александра руководствовалась прагматичным подходом, исключив эмоциональную составляющую. Она осознавала, что нужен крупный город с населением более миллиона человек, чтобы найти единомышленников. Также важны были условия для её ребёнка, требующего особого подхода в обучении. Среди всех вариантов Ташкент стал лидером, хотя ожидания не всегда совпали с реальностью.
Александра надеялась, что Узбекистан, как родина исторической керамики, обеспечит доступ к качественным материалам и мастерам. Однако столкнулась с нехваткой хорошей глины, что вынудило её пересмотреть планы. Ошибка превратилась в стимул для создания мастерской «Cheateu Колхоз».
Была ли у вас подготовка к переезду?
Изначально Александра планировала заниматься преподаванием. У неё было несколько приглашений в узбекистанские учебные заведения, но процесс нострификации дипломов затянулся, и она решила сосредоточиться на искусстве.
Её переезд сопровождался кризисом: аудитория из России, ранее активно поддерживавшая её работы в Instagram, сократилась из-за ограничений. Однако Александра реанимировала старый аккаунт, запустила рекламу на Ташкент и начала налаживать связи через творческие инициативы.
Как появились ваши проекты?
Первый год Александра фокусировалась на создании окружения. Так появились мастер-классы у бассейна, которые стали импровизированным способом объединить детей для творчества и общения. Затем возникли еженедельные рисовальные завтраки в кафе, где собирались художники и любители для общения и творчества.
Эти инициативы помогли Александре найти единомышленников, которые стали её первыми учениками в мастерской.
Что вдохновило вас на выставку и книгу?
Знакомство с Ташкентом вылилось в создание скетчбука с рисунками и текстами, отражающими её восприятие города. Рисунки вызвали сильный отклик в соцсетях, что подтолкнуло к организации выставки. Она состоялась в ноябре 2023 года и была приурочена ко дню рождения Александры.
На выставке были представлены большие постеры и тексты — своего рода послания Ташкенту. Этот проект, хотя и не принес значительного дохода, помог укрепить её узнаваемость и доверие местной аудитории.
Как вы решились на создание мастерской?
Идея мастерской родилась из практических проблем: Александра столкнулась с трудностями в поиске подходящей глины. Привозить материалы из России было слишком дорого и сложно.
На этом этапе её пригласили в «Cheateu Колхоз», место, которое удивило своей красотой и вдохновило на создание мастерской. Сегодня это пространство объединяет людей вокруг искусства, став важным центром её деятельности в Узбекистане.
Как появилась идея создания мастерской?
После знакомства с владельцем «Cheateu Колхоз» Александра предложила создать керамическую мастерскую, так как видела в этом потенциал для использования пространства. Владельцы поверили в её идею и согласились закупить оборудование и материалы, которые она указала. Всё, кроме столов и табуретов, было привезено из разных стран.
Самая большая печь, например, приехала из Германии, её стоимость с растаможкой составила $20 тыс., а маленькая печь из России — $3 тыс. Материалы, такие как глина и глазури, закупаются в Германии, России и США, что позволяет работать на высоком уровне качества.
В январе 2024 года мастерская была готова к работе, а уже в феврале Александра набрала первую группу учеников.
Из чего складывается стоимость изделий?
Себестоимость керамического изделия включает в себя цену глины (около $2 за кг), амортизацию оборудования, электричество, глазури и труд. Однако глина составляет лишь 10% от стоимости конечного изделия.
Электричество — один из главных факторов. Например, тарелки обжигаются сложнее и дороже, так как их нельзя ставить одну на другую. В результате стоимость тарелки выше, чем вертикальной вазы, хотя глины используется одинаковое количество.
Александра делает посуду не только для частных клиентов, но и для ресторанов. Это уникальные изделия, которые повышают эстетику подачи блюд. Например, тарелка в форме раковины идеально дополняет подачу морепродуктов.
Детские курсы по керамике
Александра работает с детьми школьного возраста, так как малыши ещё не готовы к сложностям работы с глиной. Курсы рассчитаны на группы до четырёх человек. Занятия включают как практику, так и теорию (композицию, орнаменты и т.д.).
За год обучения дети получают основные навыки и уже могут создавать свои проекты в мастерской.
Курсы для взрослых
Взрослые курсы — это не только способ заработка, но и способ завести единомышленников и помощников. Ученики, прошедшие курс, часто остаются в команде, а Александра распределяет между ними заказы.
Курсы для взрослых включают как разовые мастер-классы за 350 тыс. сум, так и месячные программы стоимостью $400. Курсы проводятся трижды в неделю: два вечера в U100 и одно утро в «Cheateu Колхоз».
Расширение и сотрудничество
Для удобства учеников и горожан Александра организовала филиал в творческом пространстве U100. В филиале проходят занятия, однако изделия обжигаются в «Cheateu Колхоз».
Шоу-рум стал логичным продолжением этой экосистемы, позволяя ученикам продавать свои изделия. Такое пространство формируется органично, проекты вытекают один из другого.
Особенности работы с керамикой
Александра акцентирует, что керамика — это не только гончарный круг. Хотя круг удобен для создания больших партий однотипных изделий, многие формы, например, плоские тарелки, сделать на нём практически невозможно. Такие предметы требуют ручного труда и особого подхода.
Таким образом, мастерская Александры не просто производит изделия, но и служит местом, где керамика становится искусством, а люди находят вдохновение и сообщество.
Что такое U100?
U100, или «Юсто», — это творческое пространство, объединяющее разные проекты под одной крышей. Название вдохновлено узбекским словом «усто» (мастер), но осознанно отличается, чтобы подчеркнуть уникальность и объединяющий характер проекта.
Изначально помещение принадлежало дизайнеру Эльноре Ризаевой (бренд Stone City), которая занимается созданием одежды и аксессуаров. Со временем к ней присоединились:
- Керамическая мастерская Александры Романовой,
- Студия стекла La Vitrage (Замира и Татьяна),
- Бренд одежды my oazis (Альбина Ахмади).
U100 — это не просто магазин, а живое пространство для творчества, где резиденты работают над своими проектами, а также планируют проводить лекции, презентации и творческие встречи. Это место, где креативные люди могут общаться и находить новые идеи.
Финансовая стратегия и самоокупаемость
Александра закладывала в бизнес-план три года на достижение самоокупаемости, но рост цен на электричество скорректировал планы. Тем не менее, стратегия остается прежней:
- Маркетинг — значительная часть бюджета уходит на продвижение, особенно в первый год. Александра самостоятельно ведет три аккаунта в социальных сетях (личный, мастерской и U100), чтобы лично контролировать позиционирование и взаимодействие с аудиторией.
- Участие в маркетах — важный способ знакомства с покупателями и популяризации продукции.
- Сотрудничество с ресторанами — развитие этого направления позволит закрепиться на рынке и обеспечивать стабильные объемы заказов.
Будущие планы и личные амбиции
- Обучение: Александр планирует продолжать обучать людей работе с керамикой, хотя поток учеников со временем снизится.
- Художественные проекты: Она мечтает выйти за рамки утилитарной керамики, создавая масштабные интерьерные панно, плитку и декоративные элементы. Проведенные эксперименты уже позволили ей разработать технологию и предложить уникальные изделия для ташкентских интерьеров.
- Расширение творческого пространства: U100 станет местом для творчества, где резиденты смогут не только работать, но и организовывать мероприятия, что привлечет еще больше единомышленников.
Мечта и мотивация
Александра описывает свою главную цель как миссию, которая помогает ей двигаться вперед. На вопрос психолога о картине будущего она представила себя идущей по красной ковровой дорожке, где президент Мирзиёев вручает ей орден за заслуги перед Узбекистаном.
Эта амбициозная мечта символизирует её стремление к большему, чем просто создание изделий или обучение. Она хочет оставить свой вклад в развитие культуры и искусства Узбекистана, вдохновляя других и создавая прекрасное будущее.
Бизнес
«ДОМ.РФ» планирует внедрять систему эскроу-счетов в Узбекистане
Российская госкомпания реализует пилотный проект в Сергелийском районе Ташкента.
Бизнес
Строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан начнется 27 декабря
В пятницу кыргызстанский Кабмин и совместная проектная компания подписали инвестиционное соглашение.
Бизнес
Асроржон Аскаров стал и. о. главы «Региональных электросетей»
Замглавы госкомпании по экономике и финансам сменил на посту Улугбека Мустафоева.
- Мир11 месяцев назад
В Кыргызстане запретили закрывать дела об изнасилованиях из-за примирения сторон
- Мир11 месяцев назад
В Саудовской Аравии откроется первый магазин с алкоголем
- Мир11 месяцев назад
Африка стала мировым эпицентром терроризма — глава ООН
- Мир11 месяцев назад
В Японии поджигателя аниме-студии приговорили к смертной казни
- Мир11 месяцев назад
Парламент Турции одобрил вступление Швеции в НАТО
- Бизнес10 месяцев назад
В Ташкенте пройдет киберспортивный турнир для студентов Unicup
- Бизнес10 месяцев назад
Начал работу товарный маркетплейс Humans Market
- Экономика10 месяцев назад
Государство компенсирует затраты отечественных IT-компаний по выходу на мировой рынок