Бизнес

Хроника: как Узбекистан идет к либерализации электроэнергии

Опубликовано

в

С 2022 года в Узбекистане обсуждаются планы по либерализации энергетического сектора. Мы решили напомнить, какие меры были предложены и что из них уже выполнено.

Еще в 2021 году страна наметила цель – открыть энергетический рынок для частных компаний, что должно способствовать увеличению конкуренции и улучшению качества услуг за счет ослабления или снятия государственного контроля. Однако, на данный момент этот процесс находится на начальной стадии.

В 2022 году планировалась масштабная реформа тарифов на электроэнергию с введением новой сетки, которая должна была заменить действующую с 2019 года. Однако, реформу отложили, ссылаясь на необходимость более глубокого анализа перехода на рыночные механизмы и обеспечения стабильности поставок энергии.

В период с 2023 по 2024 годы были выполнены ключевые задачи по либерализации: повышены тарифы для юридических лиц и населения, создан новый регулятор в энергетической сфере, внедрена система учета и оплаты электроэнергии. Однако другие меры, включая полноценное открытие рынка, пока не реализованы.

История реформ началась 15 июня 2021 года, когда Министерство энергетики объявило о четырехлетнем плане создания «оптового конкурентного рынка электроэнергии». План включал три этапа: либерализацию рынка, создание оператора системы распределения и внедрение механизма почасовых продаж электроэнергии.

29 января 2022 года президент Шавкат Мирзиёев утвердил стратегию развития Узбекистана на 2022–2026 годы. Среди ключевых целей — повышение энергоэффективности экономики на 20%.

7 февраля 2022 года Министерство энергетики представило план по либерализации рынков электроэнергии и природного газа. В рамках этого плана планировалось разделение функций «Национальных электросетей», привлечение частных операторов к управлению региональными сетями и малых инвесторов через «Узбекгидроэнерго». «Национальные электросети» должны были сосредоточиться на транспортировке и развитии инфраструктуры, отказавшись от функций закупки энергии.

18 мая 2022 года Министерства финансов, энергетики и экономического развития озвучили необходимость реформировать энергетический сектор из-за низкого КПД ТЭС, изношенной инфраструктуры и нерыночных тарифов. Был подготовлен законопроект, который предложил решение этих проблем.

31 мая 2022 года предложили двухэтапное повышение тарифов на электроэнергию с введением социальной нормы потребления (до 250 кВт/ч по льготному тарифу), а сверх нормы — по рыночной цене. Повышение тарифов для бизнеса было утверждено с июля 2022 года, но для населения оно было отложено.

23 июня 2022 года президент предложил новую систему управления энергорынком, где частные компании смогут участвовать в закупке и транспортировке энергии, а также продавать ее юридическим лицам.

Либерализация должна продолжаться, и к 2026 году планируется полный переход к формированию тарифов на рыночной основе.

В декабре 2022 года президент заявил о необходимости привлечения частных инвестиций для модернизации сектора.

Президент Узбекистана выделил несправедливость единых тарифов на электроэнергию для граждан с разными доходами, подчеркнув необходимость изменений. Он отметил, что более состоятельные потребители, у которых «в доме три сауны и 20 телевизоров», должны платить по рыночной цене, а не по льготным тарифам.

29 марта 2023 года заместитель главы Минэконфина Дильшод Султанов заявил, что повышение тарифов для населения в 2023 году не планируется, несмотря на экономическую целесообразность. Последний раз цены на энергоносители повышались в 2019 году.

22 мая 2023 года Минэнерго объявило о новой программе развития энергетического сектора, предусматривающей либерализацию цен и введение социальных норм потребления. Ключевым проектом стало привлечение иностранных компаний для передачи электроэнергии в регионы, а также создание специального регулятора для контроля тарифов и регулирования отношений между поставщиками и потребителями, основываясь на международном опыте. Заместитель министра энергетики отметил, что дифференциация тарифов поможет снизить энергозатраты, так как на тот момент для всех предприятий действовал единый тариф.

9 августа 2023 года стало известно, что «Национальные электросети» зафиксировали убытки в размере 4,34 трлн сумов за 2022 год, что сделало их самым убыточным государственным предприятием. Основной причиной убытков были названы заниженные тарифы на электроэнергию. В 2022 году компания теряла 39,3 сума с каждого кВт/ч, а в первом квартале 2023 года убытки составили 20,8 сума с кВт/ч. Ожидалось, что компания завершит 2023 год с дальнейшими убытками.

9 сентября 2023 года Минэнерго опубликовало проект постановления о пересмотре тарифов на электроэнергию. Изменения должны были вступить в силу с 1 октября и касаться только юридических лиц, тарифы для бытовых пользователей остались без изменений.

11 сентября 2023 года министр энергетики Журабек Мирзамахмудов подтвердил планы правительства повысить тарифы для бизнеса. Он отметил, что повышение цен при сохраняющихся проблемах с перебоями в электросетях может вызвать недовольство среди населения. Вопрос новых тарифов для населения планировалось рассмотреть в правительстве к 1 мая 2024 года.

12 сентября 2023 года президент Шавкат Мирзиёев утвердил стратегию «Узбекистан — 2030», которая включает важные реформы в энергетическом секторе. Среди них — создание независимого регулятора и разделение «Национальных электросетей» на отдельные юридические лица, ответственные за закупку, передачу и сбыт электроэнергии. Энергетический сектор подвергся демонополизации с привлечением частного бизнеса через государственно-частное партнерство (ГЧП). Государство сохранит контроль только над магистральной энергетической инфраструктурой.

15 сентября 2023 года Кабинет министров утвердил постановление о повышении тарифов на электроэнергию для юридических лиц. Новые тарифы должны вступить в силу с 1 октября 2023 года, причем обсуждение изменений завершилось на неделю раньше запланированного срока. Для юридических лиц из разных групп тарифы повысились значительным образом, с 450 до 1000 сумов за 1 кВт⋅ч для АГМК, НГМК и бюджетных организаций, и с 900 до 1000 сумов для других юридических лиц. Для населения тарифы пока не изменились.

28 сентября 2023 года президент подписал указ о следующем этапе реформ в энергетическом секторе. В рамках указа будет создана компания «Узэнергосотиш», которая займется централизованной куплей-продажей электроэнергии. Функции оператора магистральных сетей сохранятся за «Национальными электросетями». До февраля 2024 года должны быть разработаны новые правила формирования тарифов, а до мая 2024 года — утверждены новые тарифы для покупки и продажи энергии. Контракты на импорт, экспорт и закупку электроэнергии будут переданы «Узэнергосотиш» до 2025 года.

16 апреля 2024 года Кабинет министров утвердил повышение тарифов на электроэнергию для населения и введение социальной нормы потребления — до 200 кВт⋅ч в месяц. Для жителей многоквартирных домов с электроплитами тариф составит 225 сумов за 1 кВт⋅ч, для остальных — 450 сумов. Повышенные тарифы вступят в силу с 1 мая 2024 года, с последующим увеличением с 1 апреля 2025 года.

17 апреля 2024 года Министерство экономических и финансовых дел объяснило рост тарифов тем, что инфляция за пять лет составила 66%, что сделало повышение энерготарифов неизбежным.

30 апреля 2024 года Кабмин утвердил создание Агентства по развитию и регулированию энергетического рынка, которое займется контролем за энергетическим рынком, передачей оптовой закупки и сбыта электроэнергии частному сектору в ряде регионов, а также созданием конкурентного рынка и платформ для торговли электроэнергией. С 2026 года агентство начнет устанавливать тарифы и платежи за электроснабжение.

31 мая 2024 года на фоне повышения тарифов на энергоресурсы инфляция увеличилась на 2,8%.

9 июля 2024 года Министерство энергетики Узбекистана заявило, что в ближайшее время нет оснований для повышения базовой месячной нормы потребления электроэнергии для граждан. Для нуждающихся семей предусмотрены компенсации при превышении нормы. По официальным данным, 71% абонентов в июне уложились в базовую норму, получив субсидии на общую сумму 447 млрд сумов. Министерство также сообщило новую себестоимость электроэнергии — 895 сумов за кВт⋅ч (1002 сума с учетом НДС), которая включает затраты на генерацию, транспортировку, распределение и сбыт.

7 августа 2024 года президент Шавкат Мирзиёев подписал закон «Об электроэнергетике» в новой редакции, где роль регулятора рынка передана Агентству по развитию и регулированию энергетического рынка при Кабмине. Закон регулирует все аспекты производства, передачи, распределения и торговли электроэнергией. Также была запущена новая биллинговая система «Региональными электросетями», которая позволяет отслеживать историю платежей и энергопотребление через личные кабинеты.

15 августа 2024 года появилось мобильное приложение HET Billing для оплаты электроэнергии, однако пользователи столкнулись с проблемами при авторизации и использовании приложения.

17 августа 2024 года «Региональные электросети» прокомментировали возникшие проблемы с необоснованными долгами и отключениями электроэнергии. Это произошло из-за неточностей при переносе архивных данных потребителей в новую биллинговую систему, и в некоторых регионах были выделены дополнительные специалисты для решения проблемы.

19 августа 2024 года Министерство энергетики сообщило, что доля потребителей, подпадающих под социальную норму (до 200 кВт⋅ч), сократилась с 71% до 69%. В рамках поддержки нуждающихся домохозяйств планируется бесплатно установить солнечные панели более чем у 20 тысяч семей за счет грантов международных финансовых институтов.

20 августа 2024 года в ходе диалога с предпринимателями президент Шавкат Мирзиёев отметил активное участие частного сектора в электроэнергетике. В октябре 2024 года планируется тендер на передачу управления электросетями Самаркандской области частному оператору, а в 2025 году — в Джизакской и Сырдарьинской областях. Также было предложено смягчить ограничения для бизнеса, связанные с превышением лимитов на потребление электроэнергии и газа, при этом сохраняя базовые тарифы в случае небольшого превышения.

30 августа 2024 года президент Узбекистана подписал постановление о развитии государственно-частного партнерства (ГЧП) до 2030 года, целью которого является передача коммунальных сетей в управление частным операторам. До 1 июля 2027 года планируется заключить соглашения о передаче электросетей частным операторам, что, как ожидается, позволит сократить потери энергии как минимум вдвое.

Приоритетными проектами ГЧП станет модернизация и передача в управление электросетей и газопроводов в Самаркандской области. Победители тендеров на управление электросетями будут определены к концу 2025 года, а по газопроводам — к концу 2026 года.

Повышение тарифов:

С 1 апреля 2025 года планируется очередное повышение тарифов на электроэнергию для физических лиц. Новые тарифы для различных групп потребителей будут установлены следующим образом:

  • Для потребителей в многоквартирных домах с электроплитами (III группа):
  • до 200 кВт⋅ч в месяц — 300 сумов за 1 кВт⋅ч;
  • от 201 до 1000 кВт⋅ч — 500 сумов;
  • от 1001 до 5000 кВт⋅ч — 750 сумов;
  • от 5001 до 10 000 кВт⋅ч — 875 сумов;
  • свыше 10 000 кВт⋅ч — 1000 сумов.
  • Для остальных бытовых потребителей:
  • до 200 кВт⋅ч — 600 сумов;
  • от 201 до 1000 кВт⋅ч — 1000 сумов;
  • от 1001 до 5000 кВт⋅ч — 1500 сумов;
  • от 5001 до 10 000 кВт⋅ч — 1750 сумов;
  • свыше 10 000 кВт⋅ч — 2000 сумов.

Для крупных промышленных предприятий и бюджетных организаций (I группа) тарифы останутся на уровне 1000 сумов за кВт⋅ч. Для других юридических лиц (II и IV группы) тариф увеличится с 900 до 1000 сумов за кВт⋅ч.

Будущие изменения:

С 2026 года все тарифные ставки будут устанавливаться Агентством по развитию и регулированию энергетического рынка. Крайний срок передачи электросетей в частное управление установлен на 1 июля 2027 года, однако это включает лишь подписание соглашений с частными операторами.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Trending

Exit mobile version