Бизнес
Как за 2024 год изменился рынок страхования Узбекистана — итоги полугодия

Мы ознакомились с отчетом о состоянии страхового рынка Узбекистана за первое полугодие 2024 года, подготовленным Национальным агентством перспективных проектов (НАПП).
Количество страховых компаний сократилось на 14,6% — с 41 до 35. Особенно заметное снижение коснулось компаний, занимающихся страхованием жизни, где число участников упало на 37,5%. На сегодняшний день активно лицензии на страхование жизни имеют только четыре компании в стране.
Аннулированы лицензии у следующих компаний: Asko-Vostok, Unipolis, Universal Sug’urta, Sharq-Sug’urta, Farovon Sug’urta, Euroasia Life Insurance и New Life Insurance. Временно приостановили деятельность DD General Insurance и дочерняя компания «Узбекинвеста» — Agros Hayot.
Уставной капитал страховых организаций увеличился на 10,5%, составив 2,3 трлн сумов. Общий объем инвестиций страховщиков возрос на 17,8%, достигнув 6,1 трлн сумов. При этом наблюдается значительный рост инвестиций в недвижимость (40,5%) и сокращение вложений в уставные фонды предприятий (-26,1%).
Страховые премии, то есть платежи клиентов за полисы, составили 4,2 трлн сумов, а страховые выплаты, которые компания делает при наступлении страхового случая, достигли 1,1 трлн сумов. Сегмент страхования жизни показал значительное снижение доходов и выплат на 60% и 75% соответственно.
Лидерами по полученным страховым премиям за отчетный период стали:
- Apex Insurance — 1,5 трлн сумов
- «Узбекинвест» — 499 млрд сумов
- Kafolat — 305,1 млрд сумов
- My-Insurance — 238,2 млрд сумов
- Gross — 213,9 млрд сумов
Также был зафиксирован значительный рост страховых премий у Infinity Insurance (462%), Mosaic Insurance Group (257%) и Trust Insurance (202%).
Apex Life Insurance, единственная компания в секторе страхования жизни, показала рост премий на 45,4 млрд сумов. Остальные компании в этой сфере потеряли от 32% до 88% своих премий. Alfa Life Insurance заняла второе место с 10,7 млрд сумов.
По страховым выплатам лидируют Apex Insurance (415 млрд сумов) и My-Insurance (127 млрд сумов). Kapital Sug’urta занимает третье место по выплатам (65 млрд сумов), хотя по премиям занимает 7-е место (92,8 млрд сумов).
В августе страховые компании республики опубликовали финансовые отчеты за первое полугодие. Лидерами по прибыли стали:
- Apex Insurance — 176,6 млрд сумов;
- Kafolat — 50,6 млрд сумов;
- «Узбекинвест» — 24,3 млрд сумов;
- Imkon Sug’urta — 19,02 млрд сумов;
- Hamkor Sug’urta — 12,1 млрд сумов.
Однако Вячеслав Пак, первый заместитель директора НАПП, отметил в начале февраля, что некоторые страховые компании имеют «явное преимущество» перед другими, что может затруднить объективную оценку прибыльности в рыночных условиях.

Для подробного ознакомления с отчетом по изменениям на рынке страхования можно воспользоваться предоставленной ссылкой.
Ранее сообщалось, что НАПП наложил штрафы на пять страховых организаций на сумму 117 млн сумов.
Бизнес
В 2026 году половину насосов в шести регионах Узбекистана передадут в частное управление

В Чартакском районе будет реализован проект, в рамках которого частник получит 40% водного налога за подачу воды по лимитам.
Бизнес
В Узбекистан прибыла партия из 202 китайских электробусов

В Узбекистан доставлена новая партия электробусов Yutong из Китая
13 октября в Узбекистан прибыла очередная партия современных электробусов. Как сообщили в пресс-службе Министерства транспорта, страна получила 202 новых электробуса марки Yutong и 102 зарядные станции, поставленные китайским производителем. Торжественная церемония приёма техники прошла в Ташкенте.
По данным ведомства, использование экологически чистого транспорта позволит значительно улучшить состояние городской атмосферы и повысить качество общественных перевозок. Благодаря внедрению электробусов в столичный автопарк, объём вредных выбросов в атмосферу уже удалось сократить на 93,3 тонны ежемесячно.
Планы по расширению электробусного парка до 2030 года
Министерство транспорта напомнило, что до 2030 года планируется увеличить долю электробусов в общественном транспорте Ташкента до 50%. Эта цель является частью стратегии по переходу столицы на более устойчивую и экологичную модель транспортной системы.
Технические особенности и эксплуатация
Как отмечает издание Afisha, новые электробусы Yutong получили облегчённую конструкцию за счёт усовершенствованных батарей и аккумуляторы повышенной ёмкости, что увеличивает запас хода и снижает энергопотребление.
В ближайшее время транспорт выйдет на 34 городских маршрута, охватывающих ключевые направления столицы.
Кроме того, китайский завод-изготовитель поставил два дополнительных автобуса и две зарядные станции в качестве бонуса, что превысило изначально согласованные объёмы поставки.
На все машины предоставляется трёхлетняя заводская гарантия, включающая техническое обслуживание и замену деталей в случае неисправности.
Масштабные закупки в 2026 году
В рамках дальнейшего обновления автопарка в 2026 году запланирована закупка ещё 1000 автобусов для Ташкента, среди которых:
- 30 особо крупных автобусов длиной 18 метров,
- 500 больших автобусов длиной 12 метров,
- 470 единиц средней вместимости (включая электробусы) длиной 9 метров.
Они будут обслуживать 48 маршрутов по системе брутто-контракта, что предполагает стабильную работу операторов и единые стандарты обслуживания пассажиров.
Для размещения и обслуживания техники будет создано три специализированных автопарка на участках земли в зоне проекта «Новый Ташкент», оптимально приближённых к маршрутам для сокращения холостого пробега.
Ранее сообщалось, что в Ташкенте уже 142 тысячи человек отказались от личных автомобилей в пользу автобусов, что подтверждает растущий интерес горожан к комфортному и современному общественному транспорту.
Бизнес
Uzum заявил о готовности инвестировать в UzPost на фоне интереса российского маркетплейса

Uzum инвестирует в модернизацию UzPost на фоне интереса со стороны российского маркетплейса
Цифровая экосистема Uzum объявила о намерении вложить средства в развитие национального почтового оператора UzPost (O‘zbekiston pochtasi). Об этом компания сообщила в своем официальном Telegram-канале, отметив, что готова профинансировать масштабные проекты по модернизации инфраструктуры, развитию логистических мощностей и цифровизации почтовых сервисов.
Инвестиционные планы Uzum
Как подчеркнул основатель и генеральный директор Uzum Джасур Джумаев, по всему миру национальные почтовые операторы становятся стратегическими партнерами электронной коммерции, обеспечивая «последнюю милю» доставки заказов. По его словам, UzPost уже давно сотрудничает с Uzum и играет ключевую роль в расширении логистических возможностей компании.
«В 2026 году мы намерены увеличить количество пунктов выдачи заказов до более чем 1000 по всей стране. Кроме того, не менее 10% всех заказов Uzum Market будет доставляться с использованием инфраструктуры почты», — заявил Джумаев.
В ближайшие три-четыре года Uzum планирует инвестировать в экономику Узбекистана свыше $1,5 млрд, значительная часть которых будет направлена именно на развитие логистики и цифровых решений совместно с UzPost.
Контекст: приватизация UzPost и интерес иностранных компаний
Повышенное внимание к почтовому оператору связано с процессом его приватизации. По данным местных СМИ, долю государства в UzPost может приобрести российский маркетплейс, среди потенциальных инвесторов упоминается Wildberries.
Ранее, в июне, в структуре собственности UzPost произошли заметные изменения: из списка аффилированных лиц были исключены «Алокабанк», Министерство экономики и финансов, а также юридические лица, более чем на 20% принадлежащие Минэкономфину. Их место заняли Агентство по управлению государственными активами (АУГА), Национальный инвестиционный фонд Узбекистана (УзНИФ) и другие структуры, связанные с государственным капиталом.
В сентябре доля в размере 25% акций UzPost, ранее предполагавшаяся к передаче УзНИФ, перешла в управление АУГА, что фактически усилило контроль агентства над предприятием.
Позиция UzPost: фокус на цифровую трансформацию
В самом UzPost подтвердили, что активно рассматривают возможность привлечения инвестиций. Руководство компании отмечает, что на фоне снижения спроса на традиционные почтовые услуги и стремительного роста e-commerce почтовая отрасль нуждается в глубокой диверсификации и технологическом обновлении.
«Мы рассматриваем привлечение партнеров для модернизации инфраструктуры, развития логистики, внедрения цифровых решений и расширения сети отделений, включая сельские регионы. Планируется создание современных мощностей для обработки и доставки почтовых отправлений и посылок», — говорится в заявлении UzPost.
По мнению компании, привлечение инвесторов и проведение реформ укрепят устойчивость оператора, повысят его конкурентоспособность и качество услуг. Внедрение новых технологий позволит создать дополнительные рабочие места, улучшить доступ населения к почтовым сервисам и стимулировать развитие электронной коммерции по всей стране.
Кто остается акционерами
На данный момент в числе акционеров UzPost значатся Министерство экономики и финансов, Агентство по управлению госактивами, пять государственных предприятий, а также более 16 тысяч физических и юридических лиц.
В случае появления крупного стратегического инвестора, UzPost обещает публично раскрыть все детали сделки в соответствии с законодательством.
Что известно о Wildberries
Ранее сообщалось, что Wildberries уже активно расширяет присутствие в Узбекистане — в стране открыт крупный логистический комплекс, который должен стать опорным центром для обработки и доставки заказов по региону. Это может указывать на возможную синергию между российским маркетплейсом и национальной почтой.
- Мир2 года назад
В Кыргызстане запретили закрывать дела об изнасилованиях из-за примирения сторон
- Мир2 года назад
В Саудовской Аравии откроется первый магазин с алкоголем
- Мир2 года назад
Африка стала мировым эпицентром терроризма — глава ООН
- Мир2 года назад
Парламент Турции одобрил вступление Швеции в НАТО
- Экономика2 года назад
Государство компенсирует затраты отечественных IT-компаний по выходу на мировой рынок
- Мир2 года назад
В Японии поджигателя аниме-студии приговорили к смертной казни
- Бизнес2 года назад
По статье 227−1 Налогового кодекса было выписано штрафов на 700 млрд сумов
- Бизнес2 года назад
«Решение мы увидим не ранее 2−3 лет» — НАПП о создании единой биржи в Узбекистане