Бизнес
Мнения: как критические минералы могут стать «новой нефтью» для Узбекистана
В 2024 году Узбекистан подписал соглашения с Европейским Союзом, Соединенными Штатами, Южной Кореей и Германией в области критически важных минеральных ресурсов. Эксперты компании EY Виктор Коваленко и Ольга Белоглазова в интервью Spot обсудили, какие возможности и вызовы это открывает для страны.
В условиях глобального стремления к «зеленому» будущему наблюдается значительный рост спроса на критически важные полезные ископаемые, что связано с увеличением производства аккумуляторов для электромобилей и солнечных батарей. По оценкам экспертов, к 2040 году потребность в этих минералах может увеличиться в четыре раза, поскольку они необходимы не только для экологически чистых технологий, но и для производства полупроводников, интегральных схем и другой высокотехнологичной продукции. Для ряда стран редкоземельные металлы будут играть ключевую роль в обеспечении экономического процветания.
На сегодняшний день добыча критических минералов сосредоточена преимущественно в Китае, странах Африки и Латинской Америки. Китай контролирует около 60% мирового производства редкоземельных элементов и более 85% перерабатывающих мощностей. Однако в декабре 2023 года Пекин ввел ряд защитных мер, включая ограничения на экспорт некоторых минералов и технологий их добычи и обработки. В связи с этим другие государства стремятся найти новые источники, в первую очередь среди развивающихся стран, чтобы диверсифицировать поставки и снизить зависимость от Китая и России.
Центральная Азия становится важным регионом благодаря своим запасам редкоземельных металлов и других стратегически важных минералов. Здесь сосредоточено 39% мировых запасов марганцевой руды, 30% хрома, 20% свинца, 13% цинка и почти 9% титана. Увеличение мирового спроса на критические минералы в Центральной Азии сегодня сравнивают с «новой нефтью», что связано с постоянно развивающейся энергетической отраслью. В частности, Узбекистан привлекает внимание благодаря богатству 32 видами критических минералов.
Интерес к ресурсам страны проявился относительно недавно, и многие месторождения все еще недостаточно исследованы. Европейский Союз также отметил, что Узбекистан обладает вторыми по величине в Центральной Азии запасами стратегически важных ресурсов, таких как медь, молибден и золото. В настоящее время в стране основной акцент сделан на добычу драгоценных и цветных металлов, однако, учитывая, что геологические исследования охватывают лишь 40% территории, потенциал для открытия новых месторождений может быть значительно выше.
В апреле 2024 года президент Шавкат Мирзиёев дал поручение о разработке проектов по редкоземельным металлам на сумму $500 млн. В этом процессе ключевую роль сыграет международное сотрудничество, инвестиции в научные разработки и внедрение устойчивых методов добычи и переработки.
Узбекистан подписал с ЕС меморандум о взаимопонимании в области критически важного сырья, который откроет доступ к новым рынкам. Этот документ предполагает сотрудничество в разработке, финансировании и создании инфраструктуры поставок. В сентябре был подписан меморандум по критическим минералам и с США.
Кроме того, критические минералы стали одним из ключевых направлений сотрудничества между Южной Кореей и Узбекистаном, что было отмечено на переговорах двух президентов в июне этого года. В частности, стороны намерены развивать глубокую переработку ресурсной базы, создавая полную цепочку добавленной стоимости.
Также Узбекистан подписал совместную декларацию о сотрудничестве в области критических минералов с Германией. В рамках этого соглашения два немецких банка — KfW IPEX Bank и AKA Bank — выделят АГМК €146 млн на строительство медеплавильного комплекса.
Необходимо учитывать возможные действия Китая, который имеет значительные финансовые ресурсы для инвестиций в проекты по добыче полезных ископаемых и развитию инфраструктуры, в том числе в Узбекистане. КНР на протяжении десятилетий активно укрепляет долгосрочные связи со странами Центральной Азии через дипломатические и экономические партнерства, создавая благоприятные условия для работы своих предприятий.
Расширение международного партнерства может предоставить Узбекистану несколько возможностей:
- Развитие и диверсификация экономики за пределами традиционных секторов (сельское хозяйство и энергетика).
- Стимулирование создания новых рабочих мест.
- Развитие инфраструктуры и передача технологий.
- Повышение стратегической значимости на международной арене.
Тем не менее, с возможностями также связаны и риски, такие как:
- Зависимость от внешних игроков в вопросах экономической стабильности.
- Влияние на окружающую среду, включая загрязнение воды, почвы и разрушение экосистем без строгого экологического регулирования.
- Геополитическое соперничество за критические минералы, которые используются не только для перехода на экологически чистую энергию.
- Изменение цен на рынках в результате появления новых игроков, что может привести к утрате части потенциальной прибыли.
Таким образом, Узбекистану важно не ограничиваться лишь добычей критических минералов и становиться сырьевым ресурсом для развитых стран. Необходимо сосредоточиться на выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью.