Бизнес
Новый международный аэропорт Ташкента построят компании из Саудовской Аравии и Японии
В Узбекистане началось строительство нового международного аэропорта Ташкента: проект с участием Саудовской Аравии, Японии и Южной Кореи
15 октября президент Шавкат Мирзиёев официально дал старт строительству нового международного аэропорта Ташкента, заложив символический камень в фундамент будущей воздушной гавани.
Торжественная церемония состоялась в присутствии представителей зарубежных компаний и членов правительства.
Крупнейший инфраструктурный проект страны
Как сообщает Nikkei Asia, реализация проекта будет проходить на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). В консорциум частных инвесторов вошли:
- саудовская компания Vision Invest,
- японский торговый дом Sojitz,
- и южнокорейские партнёры, обеспечивающие технологическую поддержку.
Японская компания Sojitz Corporation вложит в проект десятки миллиардов иен (около $200 млн). Общая стоимость строительства оценивается в сотни миллионов долларов, а открытие аэропорта запланировано на 2028 год.
Международное партнёрство и символ нового уровня сотрудничества
На встрече с руководителями ведущих компаний Саудовской Аравии президент Мирзиёев подчеркнул, что начало строительства аэропорта является наглядным подтверждением стратегического партнёрства между двумя странами.
По словам главы государства, новый транспортный узел станет ключевым элементом в развитии авиационной и логистической инфраструктуры не только Узбекистана, но и всего Центрально-Азиатского региона.
Опыт Sojitz и Vision Invest: глобальные компетенции в авиации
Компания Sojitz уже имеет значительный опыт в управлении аэропортами — она участвует в эксплуатации международных воздушных гаваней в Кумамото и Окинаве (Япония), а также в Палау.
По данным президента Sojitz Corporation Косуке Уэмуры, общий инвестиционный портфель компании в Узбекистане превышает $1 млрд, а участие в проекте нового аэропорта станет одним из крупнейших инфраструктурных вложений Японии в страну.
Технические параметры будущего аэропорта
Согласно утверждённому проекту, новый международный аэропорт Ташкента будет способен:
- обслуживать до 20 млн пассажиров в год на первом этапе,
- одновременно размещать до 169 самолётов,
- обеспечивать более 40 взлётов и посадок в час.
Председатель правления Uzbekistan Airports Жавлонбек Умарходжаев сообщил, что объект будет полностью цифровизирован, включая системы электронного бронирования, обработки багажа, управления воздушным движением и безопасности.
В строительстве планируется использовать современные экологичные технологии, а терминалы оснастят интеллектуальными системами энергосбережения.
Локация и логистическое значение
Как ранее уточнил министр транспорта Илхом Махкамов, новая воздушная гавань появится в 17 км к югу от действующего аэропорта, на территории Ташкентской области, вблизи автомагистрали М-39 (Ташкент — Самарканд) и трассы будущей платной дороги Ташкент — Самарканд.
Выбранная локация позволит создать многофункциональный логистический кластер, объединяющий воздушные, автомобильные и железнодорожные маршруты.
В середине августа хоким области Зойир Мирзаев уточнил, что строительство развернется на площади около 1200 гектаров в Уртачирчикском районе.
В общей сложности под проект выделено около 1310 га в двух районах области:
- 790,76 га — в Уртачирчикском,
- 519 га — в Куйичирчикском районе.
Часть масштабной программы модернизации авиации
По данным Министерства экономики и финансов, строительство аэропорта в Ташкенте входит в комплексную программу развития авиационной инфраструктуры, предусматривающую запуск аналогичных проектов в Бухаре и Ургенче в 2026 году.
Эти инициативы направлены на повышение пропускной способности узбекских аэропортов, улучшение качества обслуживания пассажиров и привлечение иностранных инвестиций в транспортный сектор.
Ранее сообщалось, что аэропорт Намангана после завершения реновации будет передан в управление международной компании, что отражает курс Узбекистана на либерализацию и интернационализацию авиационной отрасли.
Развитие новых транспортных хабов — ключевой элемент стратегии президента Мирзиёева по превращению страны в региональный логистический центр, соединяющий Восток и Запад, Север и Юг.