Бизнес
О чем говорил президент на встрече с бизнесом
Среди предложенных мер — увеличение объема микрокредитования, внедрение факторинга, разрешение исламского банкинга, упрощение процесса сертификации, запуск системы E-logistika и предоставление льгот для сферы общественного питания.
Во вторник, 20 августа, Шавкат Мирзиёев провел открытый диалог с предпринимателями в Нукусе, представив ряд предложений.
В этом году открытые диалоги проводились на протяжении всего года, в которых принимали участие премьер-министр, вице-премьеры, министры, хокимы, глава Торгово-промышленной палаты и бизнес-омбудсмен, встречаясь с бизнесменами.
На прошлой неделе мы собрали предложения, выдвинутые предпринимателями перед встречей с президентом, по различным отраслям.
Микрокредитование
С начала года Банк развития бизнеса и Компания по развитию предпринимательства (КРП) предоставили микрокредиты на сумму 3,5 трлн сумов для 35 тыс. компаний. Дополнительно 115 тыс. человек получили 1 трлн сумов по программе «Первый шаг в бизнес».
Теперь все банки и микрофинансовые организации присоединятся к программам поддержки малого и среднего бизнеса, на которые ежегодно будет выделяться 10 трлн сумов.
Планируется увеличить максимальную сумму микрокредита до 300 млн сумов, что позволит покрывать более широкий спектр потребностей бизнеса. При этом для займов до 100 млн сумов залог не потребуется.
В каждом регионе Узбекистана откроются филиалы КРП, сотрудники которых будут искать бизнес-проекты с высоким потенциалом. Компаниям с высоким рейтингом и хорошей кредитной историей будут предоставляться гарантии.
За семь месяцев текущего года действующие микрофинансовые организации оказали услуги на сумму 6,6 трлн сумов. Ожидается, что до конца года эта цифра достигнет 12 трлн сумов, а государство выделит дополнительно 1 трлн сумов на поддержку МФО.
МФО также смогут предоставлять услуги в иностранной валюте и заниматься деятельностью платежных организаций при наличии соответствующей лицензии.
Энергоснабжение
Президент акцентировал внимание на проблемах энергоснабжения бизнеса, выразив недовольство политикой двойного увеличения тарифов на электроэнергию и газ при превышении установленного лимита потребления.
Эти ограничения, затрудняющие развитие промышленности, будут смягчены. Базовый тариф останется неизменным, если месячное потребление превышает лимит менее чем на 20%, а стоимость ресурсов, потребленных сверх этой отметки, вырастет на 20%.
Дополнительно предприятия с высоким или средним рейтингом устойчивости получат возможность вносить предоплату за электроэнергию дважды в месяц вместо одного раза.
В случае наложения инкассо на счета предпринимателей с задолженностью (по кредитам, налогам и другим обязательствам) не будет запрещена оплата коммунальных услуг. Это позволит избежать остановки производства и обеспечит быстрое погашение долгов.
Электросети регионов планируется передать в управление частным компаниям. В октябре начнется тендер на управление сетями в Самаркандской области, а в 2025 году — в Джизакской и Сырдарьинской областях.
Факторинг
Президент отметил, что многие экспортеры поставляют продукцию в зарубежные торговые сети с отсрочкой оплаты на 3–4 месяца, что увеличивает их потребность в оборотных средствах для поддержания бесперебойного производства.
Для решения этой проблемы будет внедрен институт факторинга. По оценкам МФК, потребность в факторинговых услугах в Узбекистане составляет до $10 млрд ежегодно.
Развитие факторинга обеспечит предпринимателям дополнительные оборотные средства на сумму 20 трлн сумов. Экспортеры получат доступ к финансовым ресурсам на сумму $1 млрд.
Исламское финансирование
Перспективным направлением станет исламское финансирование, разрешенное для микрофинансовых организаций с июля текущего года. В настоящее время готовится законопроект, который определит правила доступа банков к этой сфере.
Президент отметил, что расширение исламских финансовых услуг увеличит доступные финансовые ресурсы для бизнеса на $5 млрд.
Финансирование госкомпаний
Финансирование государственных предприятий перейдет на рыночные условия с самостоятельным привлечением средств. В настоящее время совокупная задолженность 10 крупных компаний перед государственными банками составляет 92 трлн сумов, что составляет 30% их кредитного портфеля.
Компании «Узбекнефтегаз» и «Узавтосаноат» уже разместили евробонды на сумму более 1 млрд евро, а НГМК планирует выпустить собственные облигации. Это позволит сократить государственное финансирование этих предприятий на 40% в ближайшие два года и выделить частному бизнесу 30 трлн сумов.
«Зеленая» энергетика
Шерзод Шукуров, заместитель гендиректора Nukus Electroapparat, отметил проблему таможенных пошлин и НДС на комплектующие для солнечных панелей, которые производятся с июля. Он подчеркнул, что импортеры готовой продукции освобождаются от всех сборов, что создает трудности для конкуренции местных производителей.
Президент согласился с этой проблемой и заявил: «Когда мы переходим на „зеленую“ энергетику, это неправильно, что готовая солнечная панель не облагается пошлинами, а комплектующие — да». Он поручил в течение месяца урегулировать вопрос неравной конкуренции и предположил, что аналогичные проблемы могут возникать в электротехнической, сельскохозяйственной и текстильной сферах, а также в бытовом обслуживании и строительных материалах.
Президент поручил вице-премьеру, министру экономики и финансов Джамшиду Кучкарову и председателю Таможенного комитета Акмалхужа Мавлонову проанализировать ситуацию и разработать необходимые законы и указания для исправления сложившейся ситуации.
Торговля и ВТО
Основные направления политики президента включают создание равных условий для конкуренции на внутреннем рынке и поддержку выхода на мировые рынки. С начала года объем экспорта вырос на 13%, а число экспортирующих предприятий увеличилось на 1,6 тыс.
Одним из ключевых шагов в этой области является присоединение Узбекистана к Всемирной торговой организации (ВТО). Согласно переговорам в Женеве в мае, планируется завершение процесса к 2026 году.
Президент отметил: «Вступление в ВТО — это тщательно продуманный шаг в перспективе и неотъемлемая часть наших реформ. Хотя некоторые выражают сомнения и опасаются, что местные предприятия могут пострадать от давления импорта, важно понимать, что импортные пошлины выполняют свою функцию. Мы ведем переговоры с членами организации».
Будущее Узбекистана заключается в создании «равных условий игры». Президент подчеркнул, что промышленная и торговая политика должны перейти от протекционизма к увеличению экспорта: «Раньше наша экономика нуждалась в защите. Если мы продолжим идти по этому пути, наши возможности останутся ограниченными. Для достижения ожидаемого экономического роста нам нужно интегрироваться в международные производственные цепочки».
В данный момент Узбекистан составляет только 4% от общего импорта соседних Центральноазиатских стран и 2% от импорта СНГ. Для улучшения этих показателей необходимо активно повышать конкурентоспособность местных компаний.
Сертификация
Для повышения конкурентоспособности местных товаров и услуг на международных рынках необходимо улучшение их качества и переход на мировые стандарты. Например, экспорт сельхозпродукции может не достичь целевых $10 млрд к 2030 году без эффективного контроля за использованием пестицидов. Для улучшения безопасности плодоовощной продукции планируются значительные изменения.
Будут сокращены дублирующиеся полномочия карантинных, ветеринарных и санэпиднадзорных служб, а также органов стандартизации. Повторные проверки бизнеса будут отменены.
Сертификация оборудования для хранения, сортировки и переработки продуктов сейчас занимает до 3 месяцев из-за концентрации всех испытательных лабораторий в столице. До конца года планируется открытие новых сертификационных комплексов в Намангане, Самарканде и Хорезме.
Транспорт
В настоящее время ЭСФ и товарно-транспортные накладные представляют собой два отдельных документа, для заполнения которых требуется вручную вводить 49 видов данных. После объединения этих документов потребуется ввести только 4 строки, а остальные данные будут заполняться автоматически.
Система разрешений на зарубежные грузоперевозки будет полностью пересмотрена. На платформе E-Logistika появится возможность проверить наличие у перевозчика разрешения от нужной страны.
Внешнеторговые операции
Проблема с импортом оборудования заключается в том, что если оно не будет доставлено в течение 180 дней, задолженность считается просроченной, что создает проблемы с финансированием других контрактов и доступом к субсидиям и льготам.
Теперь при поставке зарубежной техники и комплектующих будет учитываться срок, указанный в договоре. До его истечения задолженность не будет считаться просроченной.
Кроме того, основанием для возврата НДС экспортерам станут данные из электронной таможенной системы. Требование дополнительного подтверждения экспорта будет отменено.
Общепит и гостиницы
Президент отметил, что в сфере услуг значительную долю занимают общепит и индустрия гостеприимства. Основными проблемами являются налог на добавленную стоимость и трудоустройство сотрудников.
С 1 января 2025 года заведениям общепита будет возвращаться часть суммы от уплаченного НДС. Если доля безналичного расчета в месячном обороте предприятия превышает 60%, будет выплачиваться «кешбэк» в размере 40% НДС; если меньше — 20%.
Для ресторанов и кафе, перешедших на уплату НДС, планируется в два раза снизить ставку налога на прибыль. С 1 декабря этим предприятиям также разрешат закупать сельхозпродукцию за наличный расчет и освободят от оформления документации на поступление товаров.
Кроме того, президент анонсировал разрешение на установку летних террас на прилегающих территориях в весенне-летний сезон. Также рестораны и кафе смогут заключать с работниками краткосрочные упрощенные трудовые договоры для легализации занятости.
С 1 октября гостиницам и туроператорам начнут выплачивать «кешбэк» в размере 20% от уплаченного НДС.
Барьеры для бизнеса
До 1 ноября будет создан реестр нарушений, представляющих явную угрозу жизни и здоровью граждан. В случае приостановки деятельности компании за недостатки, не включённые в этот реестр, чиновники будут нести ответственность.
Президент заявил о планах дальнейшей либерализации уголовной ответственности для предпринимателей. Он предложил удвоить порог суммы, при которой уклонение от уплаты налогов квалифицируется как уголовное преступление (в настоящее время — 100 млн сумов).
Кроме того, он обратил внимание на проблемы с выплатой компенсаций при сносе недвижимости, которые могут затягиваться на 5−6 лет из-за недостатка средств в региональных бюджетах. В будущем планируется направлять доходы от продажи земли через аукционы на погашение этих долгов.
Кредитование
Существует проблема с нарушениями в кредитовании со стороны банков, например, продажей залогового имущества по цене, зафиксированной на момент заключения договора, даже если оно подорожало на 30−40% после этого.
Президент подчеркнул необходимость решительной работы с проблемными кредитами, однако отметил, что ликвидация предприятий не должна быть основной мерой. При продаже залога на торгах будет учитываться его рыночная стоимость. Если сумма непогашенного долга составляет менее 15% от стоимости залога, взыскание будет происходить из других источников.
IT-услуги
Особое внимание уделяется развитию IT-услуг. За последние 7 лет в каждом регионе открылись филиалы IT Park, а отрасль достигла экспортного потенциала в $1 млрд.
В технопарке планируется создание центра искусственного интеллекта для внедрения новейших технологий во всех сферах. Для финансирования проектов в этой области будет выделено $50 млн.
Также ведется работа над созданием местной экосистемы венчурных инвестиций и поддержки стартапов. В этом году объем инвестиций превысил $134 млн, а более 50 компаний достигли оборота в $10 млн и более.
Для поддержки стартапов будут стимулироваться венчурные фонды. В IT Park будет создан собственный фонд объемом $10 млн.
Государство предоставит $1 ресурса на каждый $1 венчурных инвестиций, привлеченных стартапом из-за рубежа. Кроме того, будут компенсироваться расходы на оформление патентов и регистрацию товарных знаков. На эти цели планируется выделить $50 млн.
Строительство
Президент подчеркнул важность локализации сервисных отраслей, особенно в области эксплуатации и ремонта оборудования для генерации электроэнергии. Также наблюдается рост спроса на квалифицированные услуги в химической, металлургической, текстильной отраслях и медицине.
В ближайший год планируется направить 3000 местных специалистов на повышение квалификации в Японию, Корею, Китай, Турцию и Германию. Государство покроет затраты на подготовку этих специалистов. Министерству экономики и финансов поручено разработать программу, направленную на расширение участия местных поставщиков в обслуживании оборудования крупных предприятий.
В последние два года было отменено 13 эксклюзивных прав на рынках, и планируется ликвидация ещё 7 монополий. Это откроет доступ для более 1500 предпринимателей на новые рынки. Все аккредитованные предприятия смогут заниматься сертификацией гостиниц, а в ближайшее время аналогичный подход будет внедрён для подготовки документов на тендеры в строительстве.
С 1 октября управление системой «Прозрачное строительство» перейдёт непосредственно к предпринимателям. Также функции консалтинговых центров при Министерстве строительства будут переданы частному сектору. Президент предложил выдвигать новые инициативы по передаче функций госорганов частному сектору.
Экспорт
За год после предыдущей встречи 309 предприятий получили предэкспортные кредиты на $280 млн для поставок продукции на $625 млн за границу. В рамках подготовки к текущему диалогу ещё 122 экспортера заявили о потребности в $145 млн оборотных средств.
На финансирование предэкспортных операций будет дополнительно выделено $200 млн из средств, предназначенных для развития отраслей. Четверть этой суммы будет предоставлена в виде поручительства по банковским займам.
Кроме того, акцент был сделан на необходимость выхода на новые зарубежные рынки для увеличения объёма экспорта. Около 30−40% предприятий интересовались востребованностью своих продуктов в других странах и необходимыми стандартами.
Будет внедрена система поддержки местных экспортёров при выходе на международные рынки. Экспортёрам окажут помощь в установлении контактов с узбекистанцами, уже работающими на целевых рынках, для обмена опытом и налаживания связей.
Ответственные лица будут организовывать работу с соотечественниками в качестве торговых и инвестиционных советников. Чиновники обязаны оказывать поддержку предложениям и проектам партнёров.
Президент также поручил увеличить долю местной продукции в государственных закупках. Для каждого проекта, реализуемого в рамках государственных инвестиционных программ, будет установлена доля местных товаров.
Местные компании будут заниматься локализацией производства комплектующих по заказу крупных предприятий. Для этих проектов будет выделено $100 млн.
Рынок земли
Президент отметил устарелость системы использования земли как инвестиционного инструмента и возросшие затраты на приобретение земельных участков, что затрудняет финансирование строительства, покупки машин и оборудования.
На электронных онлайн-аукционах по продаже земельных участков не будет начисляться налог на добавленную стоимость (НДС).
В Ташкенте и областных центрах разрешат оплачивать землю в рассрочку до трёх лет, в остальных регионах — до пяти лет, а в районах 4-й и 5-й категорий — до десяти лет. При полной оплате предоставляется скидка 20%.
В крупных проектах бизнес сможет включить стоимость земли в уставный капитал как государственную долю, которую можно приобрести в любое время. В этом году предпринимателям будет доступно 3 трлн сумов.
Президент подчеркнул важность эффективного использования земли, назвав её «самым ограниченным ресурсом». Он подверг критике тех, кто приобретает землю и оставляет её без присмотра.
При выделении новых земельных участков будут указываться сроки от проектирования до завершения строительства. На период строительства предоставляется 50% льгота по земельному налогу, кроме районных центров.
Если срок получения разрешения на строительство пропущен по вине госоргана, срок строительства продлевается. В случае пропуска срока по вине владельца, земля изымается судом или продаётся другому предпринимателю.
С 1 января планируется ввести единый классификатор земельных участков и объектов капитального строительства, что позволит бизнесу инвестировать в свою землю 800 млрд сумов.
Кроме того, предприятия в сферах животноводства, рыболовства, пчеловодства, производства коконов и переработки плодоовощной продукции будут платить земельный налог по промышленной ставке за расположенные здания и сооружения. Введение классификации позволит обложить их налогом, применимым к сельскохозяйственным землям.