Бизнес
Общепит предлагает ввести компенсации за отключения электричества и штрафы для РЭС
В Узбекистане представители бизнеса выступили с предложением ввести компенсации за отключения электроэнергии и установить ответственность для «Региональных электрических сетей» (РЭС). Об этом шла речь 14 июля в ходе открытого диалога с предпринимателями из сферы общественного питания и торговли, организованного Торгово-промышленной палатой.
Соосновательница сети заведений TESTO Наргиза Улугова поделилась, что её кафе фактически парализовано при отключении электричества. Она выразила понимание того, что в стране существуют хронические проблемы с нехваткой электроэнергии и изношенной инфраструктурой. Однако аварийные отключения без какого-либо предупреждения достигают до 10 раз в день, приводят к поломке дорогостоящего оборудования и сокращению продаж.
«Хотелось бы поднять вопрос о компенсациях со стороны поставщика электроэнергии. Мы ведь все работаем по предоплате, платим немалые тарифы — для бизнеса это значительная статья расходов. Разве нельзя ввести механизм компенсаций?» — подчеркнула Наргиза Улугова.
Её позицию поддержала управляющий партнёр сетей «ЧайКоф» и «Молоко» Алина Цимерман. Она отметила, что отключения происходят ежедневно, а в отдельных заведениях — до восьми раз в сутки. «Как после восьми отключений чувствует себя оборудование?» — задалась она риторическим вопросом.
Цимерман также посетовала на полное отсутствие уведомлений о грядущих отключениях. По её словам, дозвониться до РЭС практически невозможно — в 80% случаев телефонные звонки остаются без ответа.
«Мои сотрудники могут обзвонить РЭС по 80 раз, но там просто не берут трубку. Иногда приходится ехать лично. Последний раз я пришла в диспетчерскую РЭС Яккасарайского района и спросила: почему не отвечаете? Сказали: у нас обед. А на вопрос, почему отключили электричество, ответили, что это решение ТАШГОРПЭС из-за высокого напряжения на линии, и они здесь ни при чём. Хотя у нас заключён договор, где чётко прописано, что поставщик обязан предупреждать о плановых отключениях. Никто не имеет права просто так отключать свет», — рассказала она.
Цимерман добавила, что РЭС фактически не несут ответственности за нарушение условий договоров, что ставит бизнес в уязвимое положение.
Ранее Spot сообщал, что внезапные отключения электричества вынуждают владельцев кафе выбрасывать испортившиеся продукты, креативные агентства переводят сотрудников на удалёнку, а производители замороженной продукции закупают сухой лёд, аккумуляторные системы и генераторы для спасения запасов.
По данным Spot, опрошенные предприниматели готовы даже платить более высокую цену за электроэнергию, но при условии стабильных поставок и заблаговременных уведомлений о плановых отключениях.
В ответ на материалы Spot, в которых говорилось о том, что частые отключения электроэнергии уже становятся «новой нормой», несмотря на рост тарифов, «Региональные электрические сети» сообщили, что основная причина — плановые работы по модернизации сетей в преддверии осенне-зимнего сезона. К тому же в жаркие дни аварийные ситуации приводят к дополнительным перебоям. РЭС принесли извинения за доставленные неудобства и пообещали улучшить систему оповещений о плановых отключениях.
Напомним, что ранее сообщалось о разработке в Узбекистане механизма возмещения убытков бизнесу, понесённых из-за отключений электроэнергии.