Бизнес
Привязка штрафа к выручке, риски коррупции и теневой экономики: рестораторы об изменениях к «расстрельной» статье 227/1 Налогового кодекса

Представители общепита рассказали Spot, что для сферы услуг НДС стал «дамокловым мечом», так как налог высчитывается с оборота, а не дохода компаний. Бизнес предлагает значительно поднять порог перехода на уплату НДС и снизить его размер для общепита, а также ввести стимулы для ресторанов на трудоустройство сотрудников.
Бизнес
Общественные слушания по проекту АЭС в Узбекистане пройдут 23 декабря — «Узатом»

Проектная мощность электростанции составит 2110 МВт, срок эксплуатации — около 60 лет.
Бизнес
С апреля 2026 года в Узбекистане могут ввести прогрессивный акциз на сладкие напитки

Ставка акциза составит от 500 до 535 сумов за литр, в зависимости от содержания сахара.
Бизнес
В Узбекистане зарплаты, пенсии и пособия будут повышать выше инфляции до 2030 года

В Узбекистане реальные доходы населения будут расти быстрее инфляции до 2030 года
В бюджетном послании Министерства экономики и финансов на 2026 год заявлено, что государство намерено обеспечить устойчивый рост доходов граждан. Согласно целям макроэкономической и фискальной политики до 2030 года, заработные платы работников бюджетной сферы, пенсии и социальные пособия планируется ежегодно повышать темпами, опережающими инфляцию.
Балансирование роста выплат и нагрузки на бюджет
Одновременно правительство готовит реформы системы государственного пенсионного обеспечения, чтобы снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из республиканского бюджета. Сейчас именно эти трансферты покрывают значительную часть расходов фонда.
На начало 2026 года прогнозируется:
| Показатель | Значение |
|---|---|
| Остаток средств Пенсионного фонда | 3,9 трлн сумов |
| Доходы | 64,7 трлн сумов |
| Расходы | 86,1 трлн сумов |
| Дефицит (покрывается трансфертами) | 23 трлн сумов |
Трансферты для покрытия дефицита в 2026 году вырастут на 13,8% и составят 23 трлн сумов. Однако в последующие годы Минэкономфин ожидает постепенное снижение их объёмов: 20 трлн сумов — в 2027 году и 18 трлн — в 2028 году.


Рост нагрузки на пенсионную систему
Прогнозы показывают значительное увеличение расходов Пенсионного фонда в ближайшие годы:
| Год | Доходы фонда | Расходы фонда |
|---|---|---|
| 2027 | 75 трлн сумов | 95,1 трлн сумов |
| 2028 | 87,8 трлн сумов | 104,8 трлн сумов |
Дополнительным фактором нагрузки станет рост числа пенсионеров. До 2028 года их количество увеличится на 489 тыс. человек, достигнув 4,76 млн. Также увеличится число граждан, ежегодно выходящих на пенсию — с 305 тыс. в 2025 году до 321 тыс. в 2028-м (+5,1%).
Цена повышения доходов населения
Министерство экономики и финансов приводит расчёты:
- увеличение зарплат бюджетников на 1% требует 1,67 трлн сумов из бюджета;
- аналогичное повышение пенсий — 861 млрд сумов;
- рост числа семей, получающих социальные пособия, на 10% увеличит расходы бюджета почти на 1,6 трлн сумов.
Несоответствие прежним прогнозам и роль пенсионной реформы
Текущие показатели, озвученные в бюджетном послании, заметно отличаются от фискальной стратегии, представленной в июле 2024 года — в ней прогнозировалось, что к 2028 году объем трансфертов достигнет 26 трлн сумов. Предполагается, что экономия в новой версии прогноза будет достигнута в результате пенсионной реформы.
Пенсионная реформа
Работа над реформой вступила в активную фазу.
- В сентябре 2024 года создана рабочая группа, которая должна разработать концепцию реформирования пенсионной системы. Срок представления проекта — до 1 марта 2025 года. Группу возглавляет вице-премьер — министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров.
- Международный валютный фонд неоднократно подчеркивал необходимость изменения пенсионной системы — с учетом демографического роста и бюджетной нагрузки.
По данным МВФ:
- доходы Пенсионного фонда за последние 10 лет выросли в 3,4 раза, а расходы — в 5 раз;
- с 2020 года трансферты из госбюджета на пенсионные выплаты стали постоянными;
- объем трансфертов составлял:
— 11 трлн сумов в 2022 году (25% расходов фонда);
— 15 трлн в 2023 году (29%);
— 38 трлн прогнозируется на 2030 год.
МВФ рекомендует:
- повысить минимальный пенсионный возраст,
- внедрить автоматическую индексацию пенсий на уровень инфляции.
Разъяснение ПФУ
Пенсионный фонд Узбекистана официально подтвердил, что окончательного решения о повышении пенсионного возраста пока нет. Сейчас предлагаемые экспертами модели оцениваются с точки зрения:
- влияния на экономику,
- соответствия социальным условиям страны,
- влияния на уровень жизни граждан.
Ранее сообщалось о других инициативах правительства — например, о возможном введении акциза на картофельные чипсы с апреля 2026 года.
Мир2 года назадВ Кыргызстане запретили закрывать дела об изнасилованиях из-за примирения сторон
Мир2 года назадВ Саудовской Аравии откроется первый магазин с алкоголем
Мир2 года назадАфрика стала мировым эпицентром терроризма — глава ООН
Мир2 года назадПарламент Турции одобрил вступление Швеции в НАТО
Экономика2 года назадГосударство компенсирует затраты отечественных IT-компаний по выходу на мировой рынок
Бизнес2 года назадПо статье 227−1 Налогового кодекса было выписано штрафов на 700 млрд сумов
Мир2 года назадВ Японии поджигателя аниме-студии приговорили к смертной казни
Бизнес2 года назад«Решение мы увидим не ранее 2−3 лет» — НАПП о создании единой биржи в Узбекистане










