Бизнес
Проезд по платным дорогам обойдется дешевле штрафа за радар — Комитет по автодорогам
В Узбекистане определят тарифы на проезд по платным дорогам
В скором времени правительство Узбекистана установит официальные тарифы за пользование платными автотрассами. Об этом сообщил главный юрисконсульт Комитета по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта Хасан Умаров в интервью YouTube-каналу Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Новая система тарифообразования
Согласно законопроекту, методику расчета стоимости проезда по платным дорогам утвердит Кабинет министров. После этого Министерство транспорта определит предельные ставки тарифов, в рамках которых инвесторы смогут самостоятельно устанавливать конкретную цену за проезд.
Предусмотрено введение гибкой системы — тарифы будут варьироваться как за весь маршрут, так и за каждый пройденный километр пути. Методика вступит в силу после принятия обновленной редакции закона «Об автомобильных дорогах».
Пример расчета стоимости
Хасан Умаров привел практическое сравнение:
если проехать по обычной дороге 100–150 км, водителю, вероятно, придется неоднократно платить штрафы за превышение скорости — около 200 тысяч сумов за каждое нарушение. В то же время, по предварительным расчетам, проезд по платной трассе на том же расстоянии обойдется примерно в 100 тысяч сумов.
Таким образом, платные дороги позволят автомобилистам сэкономить время и деньги, избежав излишних остановок и ограничений.
Цели и преимущества проекта
По словам представителя комитета, развитие сети платных магистралей создаст более безопасные и быстрые маршруты передвижения. Водители смогут добираться до пункта назначения без лишних рисков и потерь времени, а нагрузка на бесплатные дороги заметно снизится.
Законодательные инициативы
23 сентября Законодательная палата Олий Мажлиса одобрила в окончательном чтении новую редакцию закона «Об автомобильных дорогах». Документ вводит современные механизмы регулирования дорожного хозяйства и создает правовую основу для формирования национальной сети платных автотрасс.
История вопроса о платных дорогах
Вопрос внедрения платных трасс в Узбекистане обсуждается уже более шести лет. Впервые о проекте заговорили еще в 2018 году, когда немецкая компания GP Günter Papenburg была привлечена для разработки первого пилотного маршрута с платным проездом.
В феврале 2019 года Комитет по автодорогам подготовил законопроект «О платных автомобильных дорогах», где описывались механизмы расчета стоимости и методы взимания платы. Однако документ после общественного обсуждения так и не был утвержден.
В начале 2024 года вопрос вновь вернулся в повестку: директор Агентства стратегических реформ Баходир Рахматов заявил, что новый закон создаст правовую базу для строительства и эксплуатации платных дорог, а также определит порядок распределения и регулирования платы.
Ключевые инфраструктурные проекты
На сегодняшний день обсуждаются два основных проекта платных трасс:
- Ташкент — Самарканд
- Ташкент — Андижан
Стоимость последнего маршрута несколько раз пересматривалась: если весной 2022 года она составляла $2,83 млрд, то в 2024 году выросла до $4,65 млрд. Строительство дороги из Ташкента в Самарканд оценивается примерно в $1,4 млрд.
В январе текущего года Министерство транспорта объявило тендер на реализацию первой фазы проекта Ташкент — Андижан, включающей проектирование, финансирование, строительство и обслуживание участка Ташкент — Ангрен — перевал Камчик. Прием заявок продлевался дважды.
В марте президенту Узбекистана доложили о завершении разработки технико-экономического обоснования для трассы Ташкент — Самарканд. Новая магистраль протяженностью около 300 км сократит время поездки до трёх часов и снизит нагрузку на существующую инфраструктуру.
Транспортные новшества
Помимо проектов платных дорог, в Ташкенте продолжается развитие скоростного транспорта. Так, на улице Шота Руставели недавно запущено движение автобусов формата BRT (Bus Rapid Transit), что также является частью программы по модернизации транспортной системы столицы.