Бизнес
Узбекистанские банки могут заблокировать неактивные в течение 12 месяцев карты
Пресс-служба платежной системы Humo сообщила, что узбекистанские банки могут блокировать карты, если по ним не проводились операции в течение 12 месяцев.
«Согласно действующим нормам, кредитные организации вправе приостанавливать обслуживание карт, которые оставались без движения более года», — говорится в заявлении.
Чтобы избежать «неожиданной блокировки», пользователям рекомендуется предварительно временно отключать неиспользуемые карты Humo через Telegram-бот humocardbot. Это позволит повысить уровень безопасности и предотвратить их внезапную деактивацию, отметили в компании.
По информации Bankers.uz, финансовые учреждения начали заранее предупреждать клиентов о возможной блокировке карт, неактивных в течение 12 месяцев. Издание связывает это с новыми требованиями Центробанка.
При этом сам Центральный банк официально не объявлял об обязательной блокировке счетов, не использовавшихся более года.
Новые требования Центробанка
С 1 января по 31 декабря 2025 года в Узбекистане действует временный порядок, устанавливающий лимит на количество банковских карт: не более 20 карт на одного человека, включая виртуальные и кобейджинговые. В рамках одного банка можно открыть до пяти карт. Ограничения не касаются счетов в иностранной валюте.
По данным ЦБ, к декабрю 2024 года около 97% граждан (22 млн человек) владели не более чем пятью картами, 3% (770 тысяч) имели от 5 до 20 карт, а 0,03% (7 тысяч человек) — свыше 20 карт. Также регулятор выявил онлайн-платформы, маскирующиеся под «инвестиционные проекты», где 67 человек использовали в общей сложности 1626 банковских карт.
Расследование показало, что 24 человека владели 715 картами, с которых осуществлялись переводы на платформы с признаками финансовых пирамид, такие как Tradezone ai, Consulting Control Session и Scode Capital.
Временный порядок введен с целью борьбы с мошенническими схемами, связанными с банковскими картами, путем интеграции данных с информационной системой Центрального банка.
Дополнительно Центробанк предписал банкам уведомлять клиентов о количестве открытых карт через Push-оповещения и SMS-сообщения в мобильных приложениях.
Ранее сообщалось, что банки в Узбекистане начали рассылать клиентам уведомления о наличии активных карт.