Cвязаться с нами

Бизнес

В 2024 года выдача потребительских и автокредитов в Узбекистане упала в 2 раза

Опубликовано

в

Объёмы потребительских и автокредитов в Узбекистане сократились вдвое

По итогам 2024 года выдача потребительских и автокредитов в национальной валюте значительно снизилась — более чем в два раза. Об этом свидетельствуют данные Центрального банка.

Динамика автокредитования

За период с января по декабрь объём выданных автокредитов составил 17,08 трлн сумов, что на 2,14 раза меньше показателя 2023 года. Максимальные объёмы кредитования зафиксированы в январе и мае, когда банки выдали более 1,7 трлн сумов. Минимальный уровень пришёлся на сентябрь (1,14 трлн сумов) — это самый низкий показатель с февраля 2022 года.

Снижение потребительских кредитов

Объёмы потребительского кредитования также резко сократились — с 40,14 до 18,54 трлн сумов, что в 2,16 раза меньше, чем годом ранее. Пики выдачи розничных кредитов пришлись на январь, апрель, май и октябрь (около 1,8 трлн сумов). Самый низкий уровень зафиксирован в июне — 1,25 трлн сумов, что является минимумом за последние годы.

В целом, в четвёртом квартале 2024 года выдача потребительских и автокредитов снизилась примерно на треть по сравнению с концом 2023 года.

Причины падения автокредитования

Основной фактор — ужесточение требований Центрального банка. В сентябре 2023 года регулятор ограничил долю автокредитов в кредитном портфеле банков до 25% из-за рисков высокой концентрации займов.

С 1 июля 2024 года введены дополнительные меры по регулированию потребительского кредитования. В частности, был установлен показатель долговой нагрузки, рассчитываемый как отношение средних ежемесячных выплат по кредиту к среднему доходу заёмщика.

Этот показатель уже применялся в микрокредитовании, где выдача займов ограничивалась половиной дохода заёмщика. В 2024 году лимит кредитования составил 60%, а с 2025 года он снизится до 50%.

Кроме того, Центральный банк ужесточил требования к ипотечным и автокредитам, добавив новый параметр — коэффициент «кредит/залог», который будет учитываться при оценке кредитного риска заёмщика.

Летом 2024 года генеральный директор автозавода ADM Jizzakh Данияр Давлетияров заявил, что Центральный банк ввёл «негласные ограничения» на выдачу автокредитов. По его прогнозу, продажи автомобилей в 2024 году могут снизиться на 15% — до 350 тыс. единиц.

Ранее сообщалось, что банки начнут учитывать скидки на автомобили местного производства при выдаче кредитов.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бизнес

В Узбекистане с апреля 2026 года заработает государственный водный кадастр

Опубликовано

в

By

Микрокредитный рынок Узбекистана показывает значительный рост в последние годы

 Через платформу Suv hisobi будут рассчитывать объем использованной воды и доводить до потребителей.  

Продолжить чтение

Бизнес

В 2026 году половину насосов в шести регионах Узбекистана передадут в частное управление

Опубликовано

в

В 2026 году насосные станции отдадут под управление бизнеса

Узбекистан расширяет ГЧП в водном хозяйстве: насосные станции передадут частным операторам

13 октября президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией, посвящённой цифровизации водного хозяйства, совершенствованию системы управления водными ресурсами на низовом уровне и расширению участия частного сектора в эксплуатации гидротехнических сооружений. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.

Главная цель инициативы — создать эффективную, прозрачную и экономически устойчивую систему водоснабжения, способную адаптироваться к климатическим и ресурсным вызовам ближайших лет.

Масштабное внедрение государственно-частного партнёрства

Практика государственно-частного партнёрства (ГЧП) в управлении насосными станциями получит дальнейшее развитие.
Согласно плану, уже в 2026 году половина всех насосных станций в Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской и Сырдарьинской областях будет передана частным операторам.
К 2027 году полный переход на частное управление планируется завершить в Наманганской области.

Такой подход позволит повысить энергоэффективность насосных систем, снизить потери воды и стимулировать инвестиции в обновление инфраструктуры.

Пилотный проект «Чартакский опыт»

Одним из ключевых элементов программы станет пилотный проект «Чартакский опыт», который реализуется в Чартакском районе Наманганской области.
Он строится по принципу «одна насосная станция — одна система» и предполагает передачу всего комплекса управления воде частному партнёру.

Частный оператор будет отвечать за подачу воды в пределах установленных лимитов, а также за техническое обслуживание и модернизацию оборудования.
В обмен на это 40% водного налога, начисленного с площадей, обслуживаемых насосной станцией, будет направляться партнёру. Эти средства пойдут на автоматизацию учёта воды, установку современных датчиков и обновление насосных агрегатов.

Контекст и предыдущие инициативы

Президент Мирзиёев ещё в ходе сентябрьской рабочей поездки в Наманганскую область поручил расширить участие частного сектора в модернизации насосных станций.
Ранее, в апреле 2023 года, глава государства уже ставил задачу передать часть насосных станций бизнесу на условиях ГЧП, чтобы повысить эффективность водоподачи и сократить энергетические издержки.

По оценкам того периода, ежегодные потери сельского хозяйства от утечки воды в каналах и ирригационных сетях достигали $4,8 млрд, что стало одним из стимулов для ускорения реформы.

Перспектива цифровой трансформации

Новая стратегия управления водными ресурсами включает цифровизацию всех уровней водопользования — от учёта воды и планирования лимитов до управления насосными станциями в режиме реального времени.
Это создаст базу для формирования государственной системы “Водный кадастр”, объединяющей данные о всех ресурсах, и обеспечит прозрачность расчётов и эффективное распределение воды.

Финансовая и аграрная синергия

Реформа водного хозяйства также согласуется с другими инициативами правительства.
Ранее сообщалось, что права на сельскохозяйственную землю можно будет использовать в качестве залога для получения кредитов, что повысит инвестиционную привлекательность аграрного сектора и позволит фермерам вкладываться в технологии водосбережения и автоматизации.

Продолжить чтение

Бизнес

В Узбекистан прибыла партия из 202 китайских электробусов

Опубликовано

в

В Ташкент прибыла партия из 202 электробусов Yutong

В Узбекистан доставлена новая партия электробусов Yutong из Китая

13 октября в Узбекистан прибыла очередная партия современных электробусов. Как сообщили в пресс-службе Министерства транспорта, страна получила 202 новых электробуса марки Yutong и 102 зарядные станции, поставленные китайским производителем. Торжественная церемония приёма техники прошла в Ташкенте.

По данным ведомства, использование экологически чистого транспорта позволит значительно улучшить состояние городской атмосферы и повысить качество общественных перевозок. Благодаря внедрению электробусов в столичный автопарк, объём вредных выбросов в атмосферу уже удалось сократить на 93,3 тонны ежемесячно.

Планы по расширению электробусного парка до 2030 года

Министерство транспорта напомнило, что до 2030 года планируется увеличить долю электробусов в общественном транспорте Ташкента до 50%. Эта цель является частью стратегии по переходу столицы на более устойчивую и экологичную модель транспортной системы.

Технические особенности и эксплуатация

Как отмечает издание Afisha, новые электробусы Yutong получили облегчённую конструкцию за счёт усовершенствованных батарей и аккумуляторы повышенной ёмкости, что увеличивает запас хода и снижает энергопотребление.
В ближайшее время транспорт выйдет на 34 городских маршрута, охватывающих ключевые направления столицы.

Кроме того, китайский завод-изготовитель поставил два дополнительных автобуса и две зарядные станции в качестве бонуса, что превысило изначально согласованные объёмы поставки.
На все машины предоставляется трёхлетняя заводская гарантия, включающая техническое обслуживание и замену деталей в случае неисправности.

Масштабные закупки в 2026 году

В рамках дальнейшего обновления автопарка в 2026 году запланирована закупка ещё 1000 автобусов для Ташкента, среди которых:

  • 30 особо крупных автобусов длиной 18 метров,
  • 500 больших автобусов длиной 12 метров,
  • 470 единиц средней вместимости (включая электробусы) длиной 9 метров.

Они будут обслуживать 48 маршрутов по системе брутто-контракта, что предполагает стабильную работу операторов и единые стандарты обслуживания пассажиров.

Для размещения и обслуживания техники будет создано три специализированных автопарка на участках земли в зоне проекта «Новый Ташкент», оптимально приближённых к маршрутам для сокращения холостого пробега.

Ранее сообщалось, что в Ташкенте уже 142 тысячи человек отказались от личных автомобилей в пользу автобусов, что подтверждает растущий интерес горожан к комфортному и современному общественному транспорту.

Продолжить чтение

Trending