Cвязаться с нами

Экономика

Импорт товаров из Узбекистана в Казахстан сократился на треть. Что страны продают друг другу?

Опубликовано

в

Экспорт товаров из Узбекистана в Казахстан сократился на треть. Что страны продают друг другу?

Эксперты портала RANKING.KZ провели анализ взаимной торговли между Казахстаном и Узбекистаном. Казахстан оказался единственным крупным импортером узбекских товаров, который за последние десять лет не увеличил объем закупок, а, наоборот, сократил их на треть.

В 2023 году экспорт товаров из Узбекистана в Казахстан уменьшился на 32% по сравнению с 2013 годом, составив всего 1,4 млрд долларов США.

Снижение коснулось не только общего объема поставок в Казахстан, но и доли страны в общем экспорте Узбекистана. В 2013 году 14,5% доходов от внешнеэкономической деятельности Узбекистана приходилось на Казахстан. Спустя десять лет этот показатель снизился до 5,7%, согласно данным Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан.

Резкое падение значимости Казахстана как покупателя узбекской продукции началось в 2015 году, когда объем экспорта из Узбекистана сократился на 25,7%, а в 2016 году — еще на 48,9%. В 2016 году из Узбекистана в Казахстан было импортировано товаров на 1,8 млрд долларов, и с тех пор этот показатель не поднимался до такого уровня. В январе–августе 2024 года экспорт из Узбекистана в Казахстан снова уменьшился на 8,2%.

В последние годы правительство Узбекистана активно расширяет географию экспорта и изменяет его структуру. Количество стран, куда экспортируются узбекские товары, увеличилось с 149 до 178. Власти Узбекистана стремятся снизить зависимость от крупных торговых партнеров. Например, в 2013 году 25% всего экспорта Узбекистана приходилось на Россию, сейчас эта доля снизилась до 14,1%. Похожая тенденция наблюдается и в отношениях с Китаем, где за десять лет доля узбекского экспорта снизилась с 14,3% до 10%.

По данным Агентства статистики Узбекистана, за первые восемь месяцев 2024 года Казахстан закупил у Узбекистана товаров на сумму 872 млн долларов. Однако, по информации Комитета государственных доходов Министерства финансов Казахстана, импорт из Узбекистана за тот же период составил 761,5 млн долларов, что создает расхождение в более чем 100 млн долларов.

Рассмотрим структуру импорта товаров из Узбекистана в Казахстан за январь–август 2024 года. Наибольшая доля приходится на продукцию узбекского автопрома — 28,4%. В Казахстан было ввезено транспортных средств и комплектующих на сумму 215,9 млн долларов. Второе место занимают фрукты и овощи, на которые пришлось 132,2 млн долларов. Также Казахстан импортирует узбекские металлургические изделия, продукцию легкой промышленности, бытовую технику и табачные изделия.

Что касается экспорта Казахстана в Узбекистан, его структура указывает на сырьевой характер. Самой значимой категорией являются зерновые, в частности пшеница. За восемь месяцев текущего года Казахстан поставил в Узбекистан более 1,9 млн тонн зерновых, из которых 1,8 млн тонн составили пшеница и меслин. Общая стоимость этих поставок составила 370 млн долларов. Мука продавалась в гораздо меньших объемах: 277,3 тыс. тонн на сумму 90,6 млн долларов. Вопрос упущенных возможностей Казахстана по продаже продуктов с более высокой добавленной стоимостью неоднократно поднимался на встречах чиновников с переработчиками зерна, но ситуация остается прежней — Казахстан продолжает экспортировать сырье, которое Узбекистан перерабатывает и экспортирует дальше. Например, Узбекистан перерабатывает около 1 млн тонн казахстанского зерна для последующего экспорта в Афганистан, тогда как в Казахстане из 250 элеваторов загружены лишь 70.

Металлургическая продукция также занимает значительную долю в экспорте Казахстана в Узбекистан — 22,3%. За январь–август 2024 года Казахстан отправил в Узбекистан черные металлы на сумму 319,9 млн долларов и руды цветных металлов на 66,3 млн долларов. Кроме того, экспортируются нефть и нефтепродукты (65,1 млн долларов), мясо (70,2 млн долларов), растительные масла (102,6 млн долларов) и сахар (30 млн долларов).

Сравнивая объемы экспорта и импорта между двумя странами, можно отметить, что поставки из Казахстана в Узбекистан вдвое превышают по стоимости объемы импорта узбекских товаров в Казахстан. В последний отчетный период экспорт из Казахстана составил 1,7 млрд долларов, тогда как импорт — 0,8 млрд долларов.

В целом товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном за первые восемь месяцев 2024 года сократился почти на 15%, составив 2,5 млрд долларов против 2,9 млрд долларов за аналогичный период 2023 года. Доля Узбекистана в общем товарообороте Казахстана уменьшилась с 3,2% до 2,7%.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Экономика

Импорт автомобилей в Узбекистане: почему Китай оставил конкурентов позади?

Опубликовано

в

Почему Китай доминирует в автоимпорте Узбекистана

Согласно свежим данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, автопроизводители из Китая продолжают активно расширять своё присутствие на внутреннем рынке легковых автомобилей. В течение первого квартала 2025 года в страну было ввезено 6,9 тысячи легковых машин общей стоимостью 115,1 миллиона долларов США. Из этого количества 5 235 автомобилей — то есть около 75% — составили поставки из Китая.

На втором месте по объёмам импорта оказалась Южная Корея, поставившая 1 425 автомобилей. Значительно меньшие объёмы зафиксированы у Индии — всего 144 единицы техники.

Эти данные подтверждают устойчивую тенденцию, наметившуюся ещё в 2024 году, когда на рынок Узбекистана было ввезено 74,7 тысячи легковых автомобилей на сумму 1,28 миллиарда долларов. При этом китайские бренды обеспечили свыше 80% от общего объёма поставок.

Такое доминирование автопроизводителей из Китая объясняется рядом причин: привлекательной ценовой политикой, разнообразием модельного ряда, ориентированного на потребности местных автолюбителей, и активными мерами по продвижению брендов на рынке. Кроме того, важную роль играет укрепление экономических связей между Узбекистаном и Китаем, улучшение логистической инфраструктуры и возможные льготы в области таможенного регулирования.

Продолжить чтение

Экономика

National Interest: после сделки с Украиной, США нацелились на редкоземельные металлы Центральной Азии

Опубликовано

в

Сделка с Украиной открыла США путь в ЦА за ресурсами

После соглашения с Украиной: станет ли Центральная Азия следующим шагом США в гонке за редкоземельными ресурсами?

Недавнее подписание соглашения между США и Украиной о совместной разработке полезных ископаемых может стать лишь началом более масштабной стратегии по снижению критической зависимости от внешних поставок редкоземельных элементов. Об этом пишет издание The National Interest.

После продолжительных переговоров две страны официально договорились о партнерстве в сфере добычи редкоземельных минералов, углеводородов и создании сопутствующей инфраструктуры. Соглашение не предусматривает компенсации за оказанную ранее помощь Украине со стороны США и не предполагает передачи американской стороне права собственности на ресурсы, недра или объекты инфраструктуры.

Важно отметить, что этот документ не препятствует стремлению Украины к вступлению в ЕС. Вместо этого стороны учредили совместный инвестиционный фонд, доходы которого от украинских природных богатств будут полностью направляться на развитие страны. Управление фондом будет осуществляться совместно украинской и американской сторонами, при этом украинские власти постарались максимально исключить риск эксплуатации своих ресурсов в односторонних интересах.

Сделка была тепло встречена в обеих странах. Первый вице-премьер Украины Юлия Свириденко назвала её взаимовыгодной, подчеркнув, что она открывает новые экономические возможности для обеих сторон. В свою очередь, министр финансов США Скотт Бессент охарактеризовал соглашение как «историческое экономическое партнерство», подчёркивая приверженность США идее поддержания суверенитета, мира и процветания Украины в долгосрочной перспективе.

Долгое время США зависели от поставок редкоземельных металлов из Китая, который сегодня обеспечивает около двух третей их глобального производства. США же производят лишь около 12% от общемирового объема. Стремясь сократить этот разрыв, Вашингтон начал активно искать альтернативные источники, и подписание соглашения с Украиной стало первым важным шагом в этом направлении.

Согласно украинским данным, в стране расположены месторождения 22 из 50 минералов, признанных США критически важными, хотя на долю Украины приходится около 5% мировых запасов редкоземельных элементов.

Однако, чтобы по-настоящему снизить зависимость от Китая, одного лишь украинского направления недостаточно. Следующим логичным шагом может стать активизация сотрудничества с Центральной Азией — регионом, где сосредоточены значительные ресурсы редкоземельных элементов. Об этом свидетельствуют исследования Каспийского политического центра и Международного налогово-инвестиционного центра.

Регион включает такие государства, как Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан — и именно здесь США могли бы расширить своё присутствие в рамках долгосрочной минеральной стратегии. Однако на этом пути есть серьёзные вызовы. Китай уже активно работает в регионе, используя свое географическое соседство и давние экономические связи. Кроме того, Китай — крупнейший покупатель товаров и услуг Центральной Азии, что также усиливает его влияние. Россия сохраняет сильные экономические позиции в этом регионе.

Тем не менее, наблюдается определённый сдвиг в политической конъюнктуре. За последние годы страны Центральной Азии стали стремиться к диверсификации внешнеэкономических связей, ослабляя зависимость от Пекина и Москвы. Всё чаще местные лидеры взаимодействуют с представителями США, ЕС и Великобритании, демонстрируя интерес к многовекторной политике.

США, в свою очередь, не упускают шанс укрепить отношения с этим стратегически важным регионом. Так, в сентябре 2023 года президент Джо Байден провёл встречу с лидерами всех пяти стран Центральной Азии, в ходе которой особое внимание было уделено вопросам энергетической безопасности и разработке критически важных минералов. В совместной декларации стороны подчеркнули важность использования этих ресурсов для устойчивого развития региона.

Продолжить чтение

Экономика

От конной повозки до супертрейлеров: SCHMITZ CARGOBULL расширяет своё присутствие в Узбекистане

Опубликовано

в

Schmitz Cargobull укрепляет логистику в Узбекистане

Schmitz Cargobull расширяет деятельность в Узбекистане: европейский уровень сервиса для логистического сектора региона

Немецкий производитель прицепной техники и логистических решений Schmitz Cargobull усиливает своё присутствие в Центральной Азии, предоставляя транспортным и экспедиторским компаниям Узбекистана прямой доступ к современным технологиям, оригинальным запчастям и сервису европейского уровня. Благодаря новой дочерней компании и авторизованному сервисному центру, узбекский рынок получает качественно новый уровень поддержки и обслуживания.


Прямое присутствие в регионе: дочерняя компания в Узбекистане

В рамках стратегии укрепления позиций на ключевых международных рынках, Schmitz Cargobull открыло в 2024 году новое представительство в Ташкенте — подразделение SCA (South Central Asia). Этот шаг стал логичным продолжением выхода на рынок Центральной Азии, после основания в 2023 году аналогичного офиса в Казахстане.

Теперь, благодаря стратегическому размещению в столице Узбекистана, компания сможет эффективнее работать не только с местными клиентами, но и с партнерами из соседних стран — Таджикистана и Туркменистана.


Европейский сервис — в Чирчике

Одновременно с расширением коммерческого присутствия, Schmitz Cargobull делает ставку на развитие локального послепродажного обслуживания. В апреле 2024 года компания торжественно открыла авторизованный сервисный центр в Чирчике — в партнёрстве с местной компанией Technodom. На этой же площадке заработал и официальный склад оригинальных запчастей SCB, что значительно сократит сроки ремонта и обслуживания прицепов.


Широкий спектр услуг

Клиентам в Узбекистане теперь доступны:

  • Продажа новых и подержанных прицепов;
  • Услуги финансирования;
  • Телематические системы контроля транспорта;
  • Сервисные контракты;
  • Поставка оригинальных запасных частей;
  • Индивидуальное сопровождение через локальные команды экспертов.

История и путь к лидерству

Корни Schmitz Cargobull уходят в 1892 год — в маленькую кузницу в немецком Альтенберге. От простых гужевых повозок до инновационных рефрижераторов и цифровых платформ — за более чем столетнюю историю компания превратилась в символ надёжности в транспортной отрасли. Уже в 1935 году предприятие наладило выпуск первых грузовых кузовов и прицепов, а в 1950 году на европейские дороги вышли их первые рефрижераторы. С 1970-х годов началась экспансия за пределы Европы, в том числе и на Ближний Восток.


Современное положение: цифры и факты

Сегодня Schmitz Cargobull — это:

  • Более 40 международных представительств;
  • Около 6500 сотрудников;
  • Годовой оборот свыше 4 млрд евро;
  • 25% доли рынка в сфере прицепной техники.

Комментарий руководства

«Выход на рынок Узбекистана — это часть нашей глобальной стратегии по укреплению отношений с клиентами. Местные команды специалистов готовы предложить продукцию и сервис, полностью адаптированные под потребности региона. Мы стремимся быть там, где наши клиенты — и обеспечивать для них всё лучшее», — подчеркнул Ральф Кляйдайтер, и.о. директора по продажам Schmitz Cargobull AG.

Продолжить чтение

Trending