Экономика
Потребительская уверенность узбекистанцев в июне показала снижение третий месяц подряд
Индекс потребительской уверенности узбекистанцев в июне 2024 года показывает снижение третий месяц подряд. Однако на этот раз темп падения замедлился и составил лишь 0,9 пункта, что привело к обновлению антирекорда CCI в Узбекистане – теперь он равен 125,9 пункта. На этот раз снижение произошло лишь по трем из пяти субиндексов. Тем не менее значительное падение в прогнозах экономической ситуации и оценках личного материального положения смогло перебить небольшой рост позитива в двух других вопросах.
Субиндекс прогноза изменений экономической ситуации в горизонте следующих 12 месяцев снизился на 3,6 пункта, обновив антирекорд за все время исследования и достигнув 148,1 пункта. 61,4% жителей Узбекистана считают, что экономическая ситуация улучшится, хотя в мае таких было 62,8%.
В региональном разрезе значительное снижение показателя произошло в Сурхандарьинской области. Там доля респондентов, выбравших позитивные варианты ответов, упала с 69 до 58,9%. Явным лидером этого месяца стала Наманганская область с долей оптимистов в 68,6%. Тогда как аутсайдером вновь становится Ташкент, где несмотря на то, что показатель вырос с 48,2 до 51,2%, он все равно является самым низким значением с отставанием в 5,1 п. п. от Сырдарьинской области.
Вторым субиндексом, показавшим наибольшее снижение в июне, оказалась оценка изменения личного материального положения за последние 12 месяцев. Субиндекс, правда, упал на куда более скромные 1,8 пункта и достиг 126,6 пункта, что является вторым самым низким показателем за все время исследования. 53,8% опрошенных узбекистанцев считают, что их личное материальное положение улучшилось. В мае доля таких респондентов была заметно больше и составляла 56,9%.
В региональном плане наибольшее изменение в результатах наблюдается в Сырдарьинской области, где доля людей, заметивших улучшение личного материального положения, упала с 61,4 до 51%. Тем не менее аутсайдером по-прежнему является Ташкент, где, несмотря на небольшой рост позитива, доля положительных ответов составила 47,5%. Это, правда, ненамного ниже результата Самаркандской области. Лидером в этот раз стала Хорезмская область с аналогичным показателем в 61,8%, что на 3,4 п. п. меньше, чем в мае.
Инфляционные ожидания жителей Узбекистана продолжили снижение второй месяц подряд. Также заметно упали инфляционные оценки, которые приблизились к мартовским уровням до отмены нулевой ставки НДС. Так, за прошедший год очень сильный рост цен ощутили 44% жителей против 48,5% – в мае. А в горизонте прошедшего месяца доля ощутивших сильный рост цен также упала с 27,7 до 22,2%. Инфляционные ожидания тоже значительно снизились по обеим временным рамкам и обновили новые абсолютные минимумы за все время исследования. Доля ожидающих сильного роста цен в следующем месяце уменьшилась с 13,2 до 10,5%. А в горизонте одного года 24,8% респондентов ожидают более быстрого роста цен, хотя в мае таких было 28,1%.
Согласно официальной статистике в июне зафиксирована месячная дефляция в 0,2%. Тем не менее годовая инфляция немного ускорилась – с 10,55 до 10,6%. После резкого роста цен в мае июнь оказался куда более щадящим за счет сезонного снижения цен на овощи и фрукты, что наверняка положительно сказалось на настроениях жителей. Овощи упали в цене на 13,9% м/м, а фрукты и орехи – на 4,8% м/м. В итоге в вопросе наиболее сильно подорожавших товаров и услуг фрукты и овощи показали наиболее позитивный результат за все время исследования. Лишь 17,2% респондентов выбрали этот вариант, тогда как в мае их доля была 23,6%, а в прошлом июле – 43%. Тем не менее возмутители спокойствия прошлых месяцев – категории «Услуги ЖКХ» и «Лекарства и медикаменты» – продолжают занимать верхние строчки. Если в мае 44,1% жителей заметили сильный рост цен на услуги ЖКХ, то в июне эта доля достигла нового рекорда в 50,4%. По медикаментам и лекарствам показатель вырос с 29,5 до 32,2%. На втором месте продолжает находиться категория «Мясо, птица» с долей в 42,2%. Отметим частичное восстановление доли тех, кто заметил рост цен на бензин и ГСМ: с 19,4 до 23,2%. Вероятно, это произошло на фоне увеличения цен на метан на 11,9% м/м.
В июне девальвационные ожидания жителей Узбекистана продолжили снижение, достигнув рекордно низких результатов за все время исследования. Доля тех, кто ждет ослабления сума по отношению к доллару в течение следующих 12 месяцев, упала с 63,4% в мае до 56% – в июне. А вот в горизонте одного месяца доля пессимистов снизилась с 43,5 до 35,7%. В июне узбекский сум продолжил укрепление третий месяц подряд, что последний раз происходило два года назад и позитивно повлияло на настроения населения.
Узбекистан стал единственной страной, показавшей рост пессимизма в сравнении с маем, где CCI обновил антирекорд и падает третий месяц подряд. Тем не менее снижение оказалось небольшим, а по двум вопросам из пяти респонденты показали рост позитива. Однако особенно заметно ухудшились прогнозы узбекистанцев по экономической ситуации в горизонте следующих 12 месяцев. Напомним, что все это происходило на фоне отмены нулевой ставки НДС на услуги ЖКХ и лекарства. Такие меры привели к недавнему ускорению инфляции. Однако сезонное снижение цен на фрукты и овощи в июне и общая месячная дефляция, вероятно, стали факторами снижения инфляционных оценок и ожиданий. Эти параметры значительно улучшились и почти достигли уровней марта.
Девальвационные ожидания в странах Центральной Азии также продемонстрировали разнонаправленное движение. В Узбекистане они снизились, доля людей, ждущих ослабления нацвалюты в разные временные периоды, резко упала на 7,4–7,7 п. п. Тем самым девальвационные ожидания оказались на рекордных минимумах. Динамика CCI в Узбекистане остается негативной и теперь значительно отстает от Кыргызстана, где индекс потребительской уверенности достиг новых рекордов. Продолжение ускорения годовой инфляции в Узбекистане может стать причиной дальнейшей негативной динамики CCI.
Данияр Оразбаев, аналитик Freedom Finance Global:
«Июнь 2024 года по большей части оказался позитивным для стран Центральной Азии. В Казахстане наблюдается заметный рост индекса потребительской уверенности (CCI), который впервые с января уверенно перешагнул нейтральную границу в 100 пунктов. Наибольшее улучшение фиксируется в оценке экономической ситуации в стране, а также в вопросе благоприятности условий для крупных покупок. Хоть и до рекорда ноября 2023 года еще несколько пунктов, июньский результат оказался третьим за все 22 месяца сбора данных. Отметим также значительный рост CCI в Кыргызстане, который обновил новый рекорд и закрепился на втором месте в регионе, опережая Узбекистан более чем на 10 пунктов. Это произошло во многом благодаря новому рекорду по благоприятности условий для крупных покупок. Теперь же большинство жителей Кыргызстана высказывает позитивное мнение по этому вопросу, установив абсолютный рекорд за все время исследования в Центральной Азии. У лидера по индексу потребительской уверенности – Таджикистана – ситуация остается стабильной».
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3 600 анкет, в Кыргызстане – 1 600, в Таджикистане – 1 200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос. Анкета опроса адаптирована: исследование проводится на родном языке респондентов.