Экономика
В Узбекистане отменят обязательную государственную регистрацию продукции повышенного риска

Президент Узбекистана подписал указ № ПФ-67 от 18 апреля 2025 года, направленный на поддержку производства, экспорта и предпринимательства, а также на повышение эффективности торговой и промышленной политики. Об этом сообщила пресс-служба Министерства юстиции.
Одним из ключевых нововведений является приведение правил определения таможенной стоимости импортируемых товаров в полное соответствие с требованиями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 года и Соглашения о применении его статьи VII. Теперь использование льгот и специальных процедур, включая отдельные методы расчета таможенной стоимости, запрещено. Эта мера призвана устранить необоснованные преференции и обеспечить равные условия для всех участников внешнеэкономической деятельности.
Также документом отменяется обязательная государственная регистрация продукции с повышенным уровнем риска. Вместо неё будет применяться система деклараций о соответствии, что значительно упростит процедуры и снизит административную нагрузку для производителей и импортеров.
Начиная с 1 мая 2025 года, декларации о соответствии больше не будут требовать обязательной регистрации в органах сертификации: все процессы по их оформлению и учету будут переведены в Информационную систему технического регулирования (ТРИС).
В целом, принятые изменения направлены на создание прозрачной, честной бизнес-среды, стимулирование внутреннего производства и экспорта, а также укрепление доверия к торгово-регуляционным механизмам страны.
Экономика
По требованию ЦБ банки станут меньше выдавать населению микрозаймы

Центробанк Узбекистана утвердил новые правила микрокредитования
Центральный банк Узбекистана зарегистрировал в Министерстве юстиции новый приказ, который вступит в силу 24 июля. Документ усиливает ряд требований в сфере микрокредитования.
Лимит на долю микрозаймов в банках
Вводится новый коэффициент концентрации кредитов по отраслям: теперь микрозаймы физическим лицам могут составлять не более 25% от всего кредитного портфеля банка. В некоторых банках сегодня эта доля доходит до 100%. Для организаций с превышением предусмотрена разработка специальных планов по снижению доли микрозаймов. Банкам дано время до 1 января 2029 года для приведения показателей в норму.
Контроль над долговой нагрузкой заёмщиков
Согласно новым требованиям, совокупная долговая нагрузка заёмщика или группы заёмщиков не должна превышать 50% от их доходов. В случае превышения этого порога банк обязан будет отказать в выдаче нового займа.
Максимальные сроки возврата кредитов
Установлены предельные сроки погашения: до 36 месяцев для микрозаймов, до 180 месяцев для ипотек и до 60 месяцев для прочих кредитов. Это правило вводится для расчёта ежемесячных платежей.
Ограничение роста долговой нагрузки
Центробанк повысил допустимый уровень ежедневной нагрузки по процентным и прочим платежам — теперь он составляет 0,3% от остатка основного долга (вместо прежних 0,25%).
Ограничение переплат по займам
Установлено, что годовая сумма всех переплат — процентов, комиссий, штрафов и других расходов — не должна превышать 50% от суммы основного долга. Например, при займе в 1 миллион сумов все дополнительные платежи за год не могут превышать 500 тысяч сумов. Центробанк пояснил, что цель этой меры — ограничить общую стоимость кредита, а не снижать процентные ставки.
Новые правила расчёта дохода заёмщика
Банки при оценке доходов будут учитывать, прежде всего, официальные поступления на счета. Если таковых нет, возможно использование информации из кредитных бюро о регулярных платежах за последние 6–12 месяцев. В таком случае средний доход рассчитывается как 50% от среднего ежемесячного платежа. Также разрешено использовать медианное значение доходов, если оно ниже среднего арифметического.
Итоговое ограничение на микрокредиты в портфеле
Микрозаймы, включая овердрафты и кредитные карты, также ограничены 25% от общего объёма кредитного портфеля банка.
Экономика
Стратегическое планирование – инструмент проведения социально-экономических реформ

В Ташкенте прошел семинар по вопросам стратегического планирования и координации политики
24–25 апреля в Ташкенте состоялся семинар, посвящённый развитию потенциала в сфере стратегического планирования и согласования государственной политики.

Мероприятие прошло на базе Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан. В нем приняли участие ведущие зарубежные и отечественные эксперты, представители ключевых министерств и ведомств, ответственные за проведение реформ в сфере государственного управления и совершенствование процессов стратегического планирования в стране.
Стратегическое планирование занимает центральное место в масштабных преобразованиях, осуществляемых в Узбекистане. В рамках стратегий развития Нового Узбекистана акцент сделан на важности эффективного государственного управления как инструмента достижения устойчивого социально-экономического роста и реализации долгосрочных национальных целей.
По запросу правительства Узбекистана и при финансовой поддержке Немецкого общества по международному сотрудничеству (GIZ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела в стране всесторонний обзор системы государственного управления. Целью исследования стало определение путей укрепления управленческих механизмов, включая повышение эффективности деятельности министерств и ведомств в координации и реализации реформ.
Обзор включил рекомендации в два этапа: первая часть была представлена в ноябре 2023 года, вторая проходит сейчас и направлена на поддержку внедрения предложенных инициатив. Основные направления работы охватывают:
- совершенствование стратегического планирования и координации политики;
- продвижение процесса децентрализации;
- разработку политик, основанных на анализе данных, а также повышение качества регулирования с акцентом на оценку регулирующего воздействия (ОРВ);
- развитие инструментов управления эффективностью и углубление диалога между структурами.
— Темой нашего сегодняшнего семинара стало стратегическое планирование в государственном управлении — одно из приоритетных направлений политики последних 7–8 лет. По инициативе главы государства элементы стратегического планирования внедряются во все уровни системы госуправления. Это важная составляющая модели Нового Узбекистана. Ведущие демократические страны в последние десятилетия сделали ставку на стратегическое планирование как на эффективный способ достижения долгосрочных целей (10–15 лет и более). Новый подход позволяет точно определить стратегические цели и выстроить план действий для их достижения — ранее подобная методика в нашей практике применялась ограниченно. В сотрудничестве с ОЭСР, Министерством финансов и другими органами власти мы изучили передовой опыт Франции, Польши, Турции, а в этом году — Чехии и Португалии. Данный семинар — важный этап работы по подготовке проекта закона о стратегическом планировании и созданию методологической базы для обучения специалистов в этой сфере, — подчеркнул Олимжон Акилов, главный научный сотрудник Института законодательства и правовой политики при Президенте Узбекистана.
В ходе двухдневного семинара зарубежные эксперты представили практические инструменты и подходы, которые Агентство стратегических реформ сможет использовать для более эффективного взаимодействия с министерствами и ведомствами, выстраивая единую систему планирования на государственном уровне.
По итогам встречи была принята специальная «дорожная карта» для дальнейшего развития стратегического планирования и координации в Узбекистане.
Экономика
Центробанк не стал менять основную ставку на фоне растущей инфляции

Центробанк Узбекистана сохранил основную процентную ставку на уровне 14%
На очередном заседании правления Центрального банка Республики Узбекистан было принято решение оставить основную процентную ставку без изменений — на уровне 14% годовых. Обоснование этого шага было приведено в сообщении пресс-службы регулятора.
Инфляция продолжает расти
В последние месяцы в стране сохраняется рост инфляции: в марте 2025 года общий годовой уровень инфляции достиг 10,3%, а базовая инфляция — 8,1%. Это свидетельствует о том, что на рост цен влияет не только внешняя конъюнктура, но и активный внутренний спрос.
Хотя в марте отмечено некоторое снижение инфляционных ожиданий среди населения и бизнеса — на фоне стабильности валютного курса и улучшенного обеспечения топливом — они всё ещё остаются выше фактических уровней инфляции.
Причины сохранения ставки
Центробанк принял решение сохранить текущую ставку для сдерживания инфляционного давления и обеспечения дальнейшего устойчивого замедления роста цен, чтобы в среднесрочной перспективе приблизиться к целевому показателю инфляции в 5%.
Учитывая сохраняющийся высокий спрос и нестабильность внешних рынков, регулятор считает преждевременным ослабление жёсткой денежно-кредитной политики. Сохранение строгих условий помогает контролировать рост объёмов кредитования и поддерживать стабильность на депозитном рынке.
Ожидаемые риски
Во второй половине 2025 года влияние прошлогоднего повышения цен на энергоресурсы должно начать ослабевать, что, по оценкам, приведёт к частичному замедлению инфляции. Однако нестабильная ситуация на мировых рынках, рост цен и издержек могут усилить внешнее давление на экономику.
По прогнозам Центробанка, к концу 2025 года инфляция в Узбекистане будет находиться вблизи верхней границы целевого коридора — на уровне 7–8%.
Экономический рост сопровождается инфляцией
По итогам первого квартала 2025 года ВВП страны увеличился на 6,8%, чему способствовали рост потребления, активные инвестиции и увеличение объёмов денежных переводов из-за границы. В целом на 2025 год Центробанк прогнозирует рост экономики на уровне около 6%.
Курс национальной валюты с начала года остаётся стабильным по отношению к валютам основных торговых партнёров, что помогает сдерживать влияние внешних ценовых факторов.
Планы на будущее
Центральный банк продолжит отслеживать макроэкономическую ситуацию и корректировать свою политику в зависимости от новых данных, особенно в контексте ожидаемой либерализации цен на энергоресурсы в мае 2025 года.
Следующее заседание правления по вопросу ключевой процентной ставки запланировано на 12 июня 2025 года.
- Мир1 год назад
В Кыргызстане запретили закрывать дела об изнасилованиях из-за примирения сторон
- Мир1 год назад
В Саудовской Аравии откроется первый магазин с алкоголем
- Мир1 год назад
Африка стала мировым эпицентром терроризма — глава ООН
- Мир1 год назад
В Японии поджигателя аниме-студии приговорили к смертной казни
- Мир1 год назад
Парламент Турции одобрил вступление Швеции в НАТО
- Экономика1 год назад
Государство компенсирует затраты отечественных IT-компаний по выходу на мировой рынок
- Бизнес1 год назад
В Ташкенте пройдет киберспортивный турнир для студентов Unicup
- Бизнес1 год назад
Начал работу товарный маркетплейс Humans Market