Cвязаться с нами

Экономика

Валютная биржа подвела итоги за 2024 год

Опубликовано

в

Финальные данные валютной биржи за 2024

2024 год ознаменовался для Узбекской республиканской валютной биржи (УзРВБ) активной трансформацией, ускоренным ростом и интеграцией современных технологических решений. Об этом сообщила руководитель отдела по связям с общественностью и маркетингу Гульшан Асанова во время брифинга, прошедшего 24 марта в Ташкенте.

Сегодня на площадке УзРВБ действуют четыре ключевых сегмента: валютный, денежный, рынок государственных облигаций и производных финансовых инструментов.

Число участников биржи включает 43 коммерческих банка, 6 брокерских компаний и одного зарубежного банка.

По итогам 2024 года объем торгов на УзРВБ достиг 1 197,79 триллиона сумов, что эквивалентно примерно 92,82 миллиарда долларов США. Это на 19,84% превышает аналогичный показатель 2023 года и стало рекордным значением, отражающим рост ликвидности и привлекательности узбекских финансовых рынков для инвесторов.

Структура распределения объема торгов по рынкам выглядит следующим образом:

  • Денежный рынок — 55,85%
  • Валютный рынок — 38,96%
  • Рынок долговых обязательств — 5,19%

Рост показателей стал возможен благодаря запуску новых инструментов и усовершенствованию механизмов торговли.


Основные преобразования на рынке РЕПО:

Среди ключевых усовершенствований — продление времени торгов по операциям РЕПО на дополнительные 30 минут после завершения операционного дня в межбанковской системе. Это расширило возможности для сделок, особенно в условиях высокого спроса на ликвидность.

В соответствии с международной практикой появилась возможность заключать сделки РЕПО по нулевой и отрицательной процентной ставке, что дало участникам инструменты для более гибкого управления активами и денежными потоками.

Внедрение технологии двухстороннего непрерывного аукциона (метчинг) на рынке РЕПО позволило ускорить и упростить проведение сделок. Теперь соглашения заключаются мгновенно при совпадении параметров заявок, что минимизирует затраты времени для участников.

Нововведением стали так называемые «слепые аукционы» (blind auction), при которых участники не видят заявки других игроков. Это способствовало формированию объективной рыночной цены и снижению риска манипуляций, одновременно усиливая конкуренцию.

Также была сформирована правовая база для использования так называемой «корзины государственных ценных бумаг» (repo-basket) в качестве обеспечения по РЕПО-сделкам. Это открыло дополнительные инструменты для управления ликвидностью и диверсификации рисков.

Дополнительно в операции РЕПО внедрён 5%-ный дисконт на залог, применяемый в сделках Центрального банка на денежном рынке, что повысило эффективность использования залогового обеспечения и усилило защиту сторон.

В 2024 году был также запущен механизм кредитных аукционов Центрального банка с обеспечением в виде иностранной валюты. Этот шаг способствовал поддержанию ликвидности в нацвалюте и предоставил участникам рынка расширенный выбор инструментов.


Изменения на валютном рынке:

Существенным шагом стало внедрение режима Т+0 для валютных пар EUR/UZS и RUB/UZS, при котором расчёты по сделкам осуществляются в день их заключения. Это значительно ускорило процесс расчетов и снизило валютные риски.

Введение данного режима позволило улучшить условия для работы предприятий, связанных с импортом и экспортом, а также финансовых учреждений, работающих с иностранной валютой.

Параллельно были созданы условия для системных торгов с расчетом Т+1 по валютным парам USD/UZS, EUR/UZS, CNY/UZS, RUB/UZS. А также расширены возможности для внесистемных торгов валютами EUR/USD, CNY/UZS, KZT/UZS в режимах Т+0 и Т+n. Это обеспечило большую гибкость, эффективное управление ликвидностью и улучшенные возможности для валютных стратегий.


Нововведения на рынке деривативов:

В 2024 году стартовали торги фьючерсами, базовым активом которых стал курс доллара США к суму, определяемый Центральным банком, а также средневзвешенный курс, формируемый в ходе торгов на УзРВБ.

Также было принято решение о снижении уровня начальной маржи для фьючерсных контрактов с экспирацией до 3 месяцев — с 5% до 2%. Для контрактов со сроком действия свыше 3 месяцев маржинальные требования остались без изменений — на уровне 5%.

В то же время поддерживаемая маржа для краткосрочных контрактов (до 3 месяцев) составляет 50% от стартового обеспечения, а для более длительных контрактов — 75%.


Таким образом, в 2024 году УзРВБ продемонстрировала устойчивую динамику роста и реализовала ряд стратегических шагов, направленных на повышение прозрачности, ликвидности и конкурентоспособности финансового рынка страны. Внедренные решения улучшили условия работы участников и стали основой для дальнейшего развития инфраструктуры биржевой торговли в Узбекистане.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Экономика

Узбекистан и Финляндия создадут промышленный центр по переработке отходов “Green Zone”

Опубликовано

в

By

Микрокредитный рынок Узбекистана показывает значительный рост в последние годы

31 октября в Ташкенте в рамках официального визита Президента Финляндии Александра Стубба в Узбекистан состоялся бизнес-форум “Узбекистан – Финляндия”. По итогам переговоров между Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым и Президентом Финляндской Республики Александром Стуббом была подписана совместная декларация по различным направлениям сотрудничества. В частности, был подписан меморандум о сотрудничестве между Министерством экологии, охраны окружающей среды […]

Сообщение Узбекистан и Финляндия создадут промышленный центр по переработке отходов “Green Zone” появились сначала на Новости Узбекистана сегодня: nuz.uz.

Продолжить чтение

Экономика

Банки не смогут списывать долги с пособий: ЦБ Узбекистана утвердил новые нормы

Опубликовано

в

ЦБ Узбекистана запретил банкам списывать долги с пособий

ЦБ Узбекистана усилил требования к банкам для защиты клиентов

Центральный банк Узбекистана утвердил обновленные минимальные стандарты для коммерческих банков, регулирующие их взаимодействие с потребителями финансовых услуг. Новый документ направлен на повышение прозрачности банковских операций, снижение рисков чрезмерного кредитования и укрепление системы защиты прав клиентов.

Чек-лист рисков перед подписанием договора

Согласно новым правилам, перед заключением кредитного договора банки обязаны предоставлять заемщикам специальный чек-лист, где подробно перечислены все потенциальные риски, обязательства и последствия невыполнения условий займа. Такая мера позволит гражданам заранее оценить собственные финансовые возможности и избежать ситуаций, когда долговая нагрузка становится непосильной.

Поддержка клиентов в сложных обстоятельствах

Для заемщиков, столкнувшихся с финансовыми трудностями или непредвиденными жизненными ситуациями, вводится упорядоченный механизм реструктуризации кредитов. Он предусматривает продление сроков погашения, изменение процентной ставки и предоставление индивидуальных льгот. Это должно снизить социальную напряженность и помочь гражданам сохранить финансовую стабильность.

Новые запреты и ограничения

Одновременно ЦБ усиливает контроль за практикой банков при работе с клиентами. В числе ключевых ограничений:

  • Запрещено взыскивать долги с государственных пособий и социальных выплат, поступающих на специальные банковские карты.
  • При онлайн-оформлении кредита кредитные параметры не могут быть заранее отмечены или установлены без явного согласия клиента.
  • Банки обязаны четко информировать вкладчиков о системе гарантирования вкладов и условиях страхования средств.

Цель реформ

Принятые меры должны сделать взаимодействие между гражданами и банками более прозрачным, безопасным и справедливым. Одновременно новый регламент стимулирует развитие ответственного кредитования и повышает доверие населения к банковскому сектору.

Новые нормы вступают в силу 29 января 2026 года.

Продолжить чтение

Экономика

Шавкат Мирзиёев обозначил ключевые задачи и перспективы экономического развития Узбекистана на 2026 год

Опубликовано

в

Узбекистан: ключевые цели экономического роста на 2026-й

Президент Узбекистана обозначил ключевые ориентиры экономической политики на 2026 год

27 октября Президент Шавкат Мирзиёев провёл расширенное совещание, посвящённое анализу текущего состояния экономики, обсуждению проекта государственного бюджета на 2026 год и определению стратегических приоритетов дальнейшего развития страны.

Экономические итоги и достижения

Глава государства подчеркнул, что все макроэкономические успехи должны иметь конкретное отражение в жизни граждан, улучшая их благосостояние и создавая новые возможности.

По данным за январь–сентябрь 2025 года, темпы роста экономики достигли 7,6%, промышленное производство увеличилось на 6,8%, сектор строительства — на 14,2%, а объём услуг вырос на 14%. Доходы населения за этот период выросли почти на 20%, а объём золотовалютных резервов страны достиг 55 миллиардов долларов США.

«Главное — чтобы результаты экономического роста ощущал каждый человек. Наша основная цель — создавать новые рабочие места, повышать доходы и улучшать качество жизни населения», — отметил Президент.

Приоритеты на 2026 год

На следующем этапе развития правительство ставит перед собой амбициозные задачи:

  • обеспечить рост экономики на уровне 6,6%;
  • довести ВВП страны до 150 миллиардов долларов;
  • направить в национальную экономику не менее 400 триллионов сумов инвестиций;
  • удержать инфляцию в пределах 7%.

Президент поручил экономическому блоку сконцентрироваться на повышении производственной эффективности, снижении себестоимости продукции и увеличении доли частного сектора в структуре национальной экономики.

Бюджет и эффективность расходов

Проект бюджета на 2026 год предусматривает сохранение действующих налоговых ставок. Вместе с тем глава государства акцентировал внимание на необходимости строгого контроля за целевым использованием бюджетных средств.

«Каждый сум государственного бюджета должен работать на развитие и приносить ощутимый результат. Эффективность и экономия — это главный критерий оценки деятельности руководителей всех уровней», — подчеркнул Шавкат Мирзиёев.

Президент поручил провести аудит всех действующих субсидий и льгот, ликвидировать неэффективные механизмы поддержки, усилить контроль над расходованием государственных средств и продолжить борьбу с теневой экономикой.

Развитие ключевых отраслей и роль бизнеса

Отдельное внимание на совещании было уделено повышению конкурентоспособности стратегических отраслей, расширению участия частного бизнеса в экономике и упорядочению дивидендной политики предприятий с долей государства.

Среди конкретных поручений главы государства:

  • ускорить реализацию проектов, финансируемых при участии международных финансовых институтов;
  • приступать к новым инициативам только после завершения текущих проектов;
  • направить 50% внебюджетных средств министерств и ведомств в специальный фонд, предназначенный для строительства школ и развития системы здравоохранения.

Стратегический курс и стабильность

Президент отметил, что Узбекистан располагает всем необходимым потенциалом для выполнения поставленных задач — от благоприятного инвестиционного климата и высокого уровня деловой активности до растущего внутреннего рынка и активного участия бизнеса в модернизации экономики.

«Главное — не снижать темпов, сохранять стабильность и работать с полной отдачей. Каждый руководитель должен видеть конечный результат своей деятельности — повышение благосостояния народа», — заявил Шавкат Мирзиёев.

По итогам обсуждения были утверждены основные направления проекта Государственного бюджета и определены приоритетные задачи экономического развития Узбекистана на 2026 год, включающие укрепление финансовой устойчивости, стимулирование инвестиций и обеспечение социальной справедливости.

Продолжить чтение

Trending