Экономика
Около трети автодорог Узбекистана требуют ремонта
25 июня на заседании Комитета Сената Олий Мажлиса обсуждалась работа по обеспечению безопасности на дорогах и снижению числа смертельных случаев, сообщает пресс-служба Олий Мажлиса.
На заседании заслушали отчеты представителей Службы безопасности дорожного движения МВД, министерств транспорта, образования, Генпрокуратуры и Счетной палаты.
Комитет проанализировал состояние соблюдения законодательства в этой области, обращения граждан и исполнение правовых актов.
Отмечено, что в последние годы в стране совершенствуется дорожная инфраструктура и оцифровывается система управления движением.
Для повышения безопасности на дорогах в 2023 году провели строительные работы на почти 8 тысячах объектов, потратив 13,5 трлн сумов.
Эти меры помогли снизить количество ДТП на 7,2% и случаев травм на 8,7% за первые пять месяцев этого года.
Однако остаются нерешенные проблемы. Выяснилось, что 57% ДТП связаны с недостатками инфраструктуры, а 43% — с нарушениями правил водителями.
Пешеходы и велосипедисты стали участниками 53,7% ДТП.
Более 9,5 тысяч школ расположены в районах с интенсивным движением, перед многими нет пешеходных дорожек и светофоров.
За первые пять месяцев этого года в ДТП пострадали 359 учащихся, 65 из них погибли.
На 1 января 2024 года требуется ремонт 56,1 тыс. км или 27% дорог.
В 2023 году выявлено около 11 тысяч недостатков инфраструктуры, из них устранено только 5,5 тысяч.
В 2023 году зарегистрировано более 16 млн нарушений на дорогах, что привело к 9 839 ДТП, в которых пострадали 9 209 человек и погибли 2 282.
Особенно тревожно, что в 2023 году произошло 1 794 ДТП с участием детей, 1 568 из них получили травмы, а 263 погибли.
За первые пять месяцев этого года уровень ДТП составил 7,2 на 100 тысяч человек, в Ташкенте — 12,8, в Ташкентской области — 12,2, в Наманганской — 9,1 и в Ферганской — 8,4.
Количество смертельных ДТП остается высоким в Самаркандской, Ташкентской (80), Ферганской (69), Кашкадарьинской и Сурхандарьинской (53) областях.
Комитет предложил ряд мер для устранения этих недостатков.
Экономика
В Узбекистане для развития е-коммерции вводятся новые правила: перечень
26 декабря 2024 года Кабинет Министров утвердил постановление № 885, которое устанавливает новые подходы к развитию электронной коммерции в Узбекистане.
Документ направлен на:
- совершенствование законодательной базы;
- создание современной логистической инфраструктуры;
- защиту прав всех участников рынка.
Кроме того, в постановлении закреплены новые термины и классификации, что упрощает процесс учета субъектов предпринимательства и сбор статистики.
Регулятор электронной коммерции
Напомним, что в 2023 году президент назначил Национальное агентство перспективных проектов уполномоченным органом, отвечающим за регулирование и развитие электронной коммерции в стране.
Основные положения постановления
Операторы электронной коммерции
Согласно документу, операторами электронной торговли, агрегаторами заказов и цифровыми стриминговыми сервисами могут быть исключительно юридические лица — резиденты Узбекистана.
Исключения
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие информацию о товарах или услугах без обязательства заключения электронных сделок, не считаются субъектами электронной коммерции.
Нововведения с 1 июля 2025 года
- Вводится уведомительный порядок регистрации операторов электронной коммерции.
- Все участники рынка обязаны вести финансовые расчеты через отдельные банковские счета.
- Доходы самозанятых лиц будут зачисляться на специальные счета, привязанные к банковским картам. Эти средства будут учитываться для целей налогообложения.
Особенности для самозанятых
Самозанятые, занятые в сфере доставки или перевозок, получат возможность:
- использовать отдельные банковские счета для расчетов с поставщиками;
- принимать наличные платежи, сохраняя сумму, эквивалентную перечисленной поставщику.
Упрощение экспорта через электронные платформы
Юридические лица, предприниматели и самозанятые смогут отправлять товары за рубеж курьерскими или почтовыми службами без необходимости регистрации внешнеторговых контрактов. Однако для этого электронные платформы должны быть интегрированы с налоговыми и таможенными системами.
Будущие изменения
Постановление предусматривает корректировку действующего законодательства для устранения возможных недостатков и повышения эффективности регулирования отрасли. Планируется внедрение новых норм в существующие правовые акты.
Принятые меры создают благоприятные условия для роста электронной коммерции в Узбекистане. Современные подходы к регулированию, улучшению логистики и защите прав участников рынка поспособствуют ускорению внедрения цифровых технологий и увеличению доверия к отрасли.
Экономика
МИПТ Узбекистана не согласно с выводами ЭСКАТО, касающихся инвестиций в республику
Министерство опровергло данные ЭСКАТО об уменьшении инвестиций в Узбекистан
Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) опубликовала отчёт, в котором утверждается, что инвестиции в Узбекистан сократились на 49% в 2024 году. Эта информация быстро разошлась по СМИ, однако Министерство инвестиций, промышленности и торговли (МИПТ) Республики Узбекистан категорически опровергло данное заявление.
Причины расхождений в данных
Начальник Департамента мониторинга инвестиций МИПТ Ж.Камбаров пояснил, что отчёт ЭСКАТО основан на данных из платформы, которая аккумулирует информацию из пресс-релизов, медиа-отчётов и заявлений компаний о намерениях инвестировать. Однако такая информация отражает лишь планы, а не реальные вложения.
Например, в отчёте упоминается проект строительства энергетических объектов стоимостью 11 млрд долларов в одной из стран региона. Однако поиск в открытых источниках показал, что соответствующий меморандум был подписан лишь несколько месяцев назад. Для реализации столь масштабных проектов требуется длительное время.
Ж.Камбаров подчеркнул, что важно различать планы компаний от реально вложенных средств. Распространение непроверенной информации может вводить общественность в заблуждение.
Реальные достижения в 2024 году
В Узбекистане на сегодняшний день общий портфель инвестиционных проектов с открытым финансированием составляет 148 млрд долларов. В 2024 году ожидается освоение 36 млрд долларов, что на 30% больше, чем в 2023 году. С начала года введено в эксплуатацию более 240 крупных и средних проектов с участием иностранных инвестиций.
Примеры реализованных проектов:
- Энергетика: Запущены 24 проекта на сумму более 7 млрд долларов, включая 5 солнечных и ветровых электростанций общей мощностью 2,3 тысячи мегаватт и 5 высоковольтных подстанций.
- Металлургия: Реализованы 3 проекта общей стоимостью 881 млн долларов.
- Химическая промышленность: Завершено 15 проектов на сумму 267 млн долларов.
- Текстильная отрасль: Запущено 32 проекта на сумму 546 млн долларов.
Призыв к объективности
МИПТ подчеркнуло, что информация об уменьшении инвестиций на 49% не соответствует действительности и основана на неверной интерпретации данных. Министерство готово сотрудничать со СМИ и предоставлять точные данные, чтобы обеспечить объективное освещение инвестиционного климата в Узбекистане.
«Мы призываем журналистов обращаться в уполномоченные органы перед публикацией непроверенных сведений. Совместными усилиями мы создадим положительный имидж Узбекистана как надёжного партнёра для иностранных инвесторов», — подчеркнул Ж.Камбаров.
Принятые меры и успешная реализация проектов свидетельствуют о том, что Узбекистан остаётся привлекательной страной для иностранных инвестиций и демонстрирует стабильный рост в ключевых отраслях экономики.
Экономика
Максимальный дефицит госбюджета не будет превышать 3% от ВВП
24 декабря 2024 года был принят Закон «О государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год» (ЗРУ-1011). Данный документ определяет основные принципы формирования и исполнения консолидированного бюджета страны на предстоящий финансовый год, сообщает правовой портал «Норма».
Основные положения закона
Формирование бюджета
Закон предусматривает лимиты на выделение средств из республиканского бюджета распределителям первого уровня. Эти средства предназначены для выполнения задач, запланированных на 2025 год. Перенос неиспользованных средств на последующие периоды не допускается — их использование ограничено текущим финансовым годом.
Дефицит бюджета
На 2025 год установлен максимально допустимый уровень дефицита консолидированного бюджета, который составит 3% от ВВП. Это соответствует международным стандартам и практике.
Фискальная политика
Законом утверждены следующие меры на 2025 год:
- минимальные ставки арендной платы для физических и юридических лиц, арендующих недвижимость;
- фиксированные ставки платы за право розничной торговли определенными видами товаров;
- сборы для иностранных транспортных средств, въезжающих в Узбекистан или следующих транзитом через его территорию.
Вступление в силу
Закон вступает в действие с 1 января 2025 года, предоставляя правовую основу для эффективного управления финансовыми потоками государства.
Принятие данного закона демонстрирует стремление Узбекистана к прозрачному управлению государственными финансами, поддержанию экономической стабильности и соблюдению международных стандартов.
- Мир11 месяцев назад
В Кыргызстане запретили закрывать дела об изнасилованиях из-за примирения сторон
- Мир11 месяцев назад
В Саудовской Аравии откроется первый магазин с алкоголем
- Мир11 месяцев назад
Африка стала мировым эпицентром терроризма — глава ООН
- Мир11 месяцев назад
В Японии поджигателя аниме-студии приговорили к смертной казни
- Мир11 месяцев назад
Парламент Турции одобрил вступление Швеции в НАТО
- Бизнес11 месяцев назад
В Ташкенте пройдет киберспортивный турнир для студентов Unicup
- Бизнес10 месяцев назад
Начал работу товарный маркетплейс Humans Market
- Экономика10 месяцев назад
Государство компенсирует затраты отечественных IT-компаний по выходу на мировой рынок