Бизнес

Хроника: как Узбекистан идет к строительству платных дорог

Опубликовано

в

Вопрос введения платных дорог в Узбекистане начал активно обсуждаться в 2018 году, когда было принято решение о строительстве первой платной трассы, подрядчиком которой стала немецкая компания GP Günter Papenburg.

Осенью того же года Министерство внутренних дел представило концепцию безопасного дорожного движения, рассчитанную до 2022 года. В рамках этой концепции предлагалось внедрить механизм государственно-частного партнерства в дорожном строительстве, включая реализацию платных дорог.

В феврале 2019 года был подготовлен проект закона «О платных автомобильных дорогах», который описывал механизмы определения стоимости проезда и методы взимания платы. В марте законопроект был вынесен на общественное обсуждение, однако до настоящего времени его не приняли.

Зимой 2024 года снова заговорили о необходимости принятия данного закона. Как отметил директор Агентства стратегических реформ Баходыр Рахматов, закон предусматривал создание правовой базы для строительства платных дорог, а также регулирование их эксплуатации, взимания платы и распределения доходов. На данный момент закон по-прежнему не принят.

Множество международных компаний выразили интерес к участию в строительстве платных дорог в разных регионах страны. Однако ключевыми проектами оставались трассы Ташкент-Самарканд и Ташкент-Андижан. Оценка стоимости строительства последней пересматривалась несколько раз: в 2022 году она составила $2,83 млрд, а в 2024 году возросла до $4,65 млрд. Трасса Ташкент-Самарканд оценивалась в $1,4 млрд. При этом, стоимость проезда для легковых автомобилей по платным магистралям между Ташкентом и Самаркандом и Андижаном должна была составлять $5-6 с максимально допустимой скоростью 120-150 км/ч.

Изучив эту тему, Spot анализирует изменения в политике правительства и достигнутые результаты.

31 июля 2018 года
Президент поручил немецкой компании GP Günter Papenburg строительство первых платных дорог в Узбекистане. Предполагалось привлечь $500 млн иностранных инвестиций, но участок дороги и сроки выполнения работ не были определены.

12 сентября 2018 года
Заместитель председателя госкоминвестиций Лазиз Кудратов встретился с представителями турецких компаний Cengiz, Kolin и Kalyon для обсуждения строительства автодороги Ташкент-Самарканд на основе государственно-частного партнерства. Проект предусматривал преодоление расстояния между городами за два часа.

25 октября 2018 года
На круглом столе, организованном Генеральной прокуратурой, компания Alliance Capital K/S предложила построить 12-километровый участок платной автомагистрали в обход Ахангарана. Вдоль дороги планировалось разместить круглосуточные станции техобслуживания, кафе и автозаправочные станции. Предусматривались льготы на проезд для специализированного транспорта, а тарифы планировалось устанавливать с учетом доходов местного населения и категории транспортных средств.

30 октября 2018 года
МВД представило проект концепции безопасного дорожного движения до 2022 года, где одним из направлений было создание платных дорог при условии наличия альтернативных бесплатных маршрутов. Платные дороги отличались повышенной скоростью движения, а также планировалось установить гибкие тарифы в зависимости от времени суток.

Предприниматели могли получить участки автодорог при условии выполнения инвестиционных обязательств. Ожидалось, что работы по внедрению магистральных дорог начнутся с 1 января 2020 года, однако строительство так и не стартовало.

11 декабря 2018 года
Кабинет Министров принял постановление на основе проекта, разработанного МВД, о реализации концепции обеспечения безопасности дорожного движения до 2022 года. В документе было утверждено внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в дорожную сферу. Однако пункты о наличии альтернативных бесплатных дорог и повышенном скоростном режиме не были включены. Вместо этого было решено разработать Закон «О платных автомобильных дорогах» до конца февраля 2019 года. К 1 июня 2019 года должны были быть подготовлены конкретные предложения по поэтапному внедрению платных дорог, а с 1 января 2020 года предусматривалось начало практических работ.

16 января 2019 года
Депутат Шавкат Халилов предложил построить платный участок шестиполосной автодороги протяженностью 4,65 км. Этот участок должен был соединить пересечение улиц Анны Ахматовой и Файзли в Сергелийском районе с улицей Чапаната и Малой кольцевой автодорогой в Яккасарайском районе. По мнению депутата, данное решение значительно сократило бы время в пути за счет отсутствия светофоров.

20 февраля 2019 года
Комитет по автомобильным дорогам подготовил проект закона «О платных автомобильных дорогах». В этом документе должны были быть прописаны механизмы формирования стоимости проезда и методы взимания платы. Отмечалось, что плата за проезд вводится при условии обеспечения высокого качества дороги и безопасной скорости движения.

14 марта 2019 года
Комитет по автодорогам вынес на общественное обсуждение законопроект о строительстве платных автодорог. В проекте давались определения ключевым понятиям, перечислялись причины создания платных дорог и правила их использования. Одним из условий было наличие альтернативной бесплатной дороги, при этом протяженность такой дороги не должна превышать длину платной более чем в три раза. Обсуждение законопроекта продолжалось до 29 марта.

4 декабря 2019 года
Заместитель премьер-министра Эльёр Ганиев пояснил задержку проекта строительства платной трассы Ташкент-Самарканд высокой стоимостью проезда, которую требовал иностранный инвестор. Инвестиционное соглашение с консорциумом турецких компаний Cengiz-Kolin-Kalyon (CKK) было подписано в сентябре 2018 года, а строительные работы планировались на 2019-2020 годы.

30 апреля 2019 года
В соответствии с постановлением президента о привлечении инвестиций в экономику, к концу 2019 года планировалось начать строительство первой платной дороги в стране, соединяющей Ташкент и Самарканд. Также планировалось строительство платной трассы между Ташкентом и Андижаном. Проект этой дороги вошел в список тех, которые должны быть доработаны до конца года.

13 мая 2019 года
Фонд Всемирного банка выделил грант на проект строительства платной трассы между Ташкентом и Андижаном, хотя стоимость проекта не была указана. Эксперты ВБ по дорожному строительству провели анализ участков в Ташкентской, Наманганской, Ферганской и Андижанской областях.

13 июня 2019 года
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предложил ускорить проект строительства платной автодороги Ташкент-Самарканд до 2023 года, но его реализация была отложена из-за высокой стоимости проезда.

26 мая 2020 года
В Узбекистане планировалось объявить тендер на строительство платной автомобильной дороги из Ташкента в Андижан. Проект также включал создание альтернативного тоннеля на перевале Камчик, но стоимость не была оглашена.

25 марта 2021 года
Представитель Агентства по развитию ГЧП сообщил, что стоимость проезда по платным магистралям от Ташкента до Самарканда и Андижана для легковых автомобилей должна составлять $5-6. По его словам, предварительная стоимость проезда по дороге из Ташкента в Ферганскую долину делилась на три этапа: Ташкент-Ангрен — $1,7, Ангрен-Коканд — $2 и Коканд-Андижан — $1,6. Для грузового транспорта проезд обходился дороже: доехать из Ташкента в Андижан стоило около $20. Максимальная разрешенная скорость на платных трассах могла достигать 120-150 км/ч, в то время как на некоторых горных участках она составляла 60-70 км/ч.

20 мая 2022 года
В Узбекистане планировалось ежегодно привлекать $3 млрд через механизмы ГЧП. Министр экономического развития Джамшид Кучкаров отметил, что эта сумма покроет половину потребностей в инвестициях для устойчивого развития страны. Одним из самых дорогостоящих проектов была названа платная автодорога Ташкент-Андижан, стоимость строительства которой оценивалась в $2,83 млрд. Трасса между Ташкентом и Самаркандом оценивалась в $1,4 млрд.

27 октября 2022 года
Директор Агентства по развитию ГЧП при Минфине Закир Базаров сообщил о крупных инвестиционных проектах, которые находились в проработке. Среди них были: проект платной дороги Ташкент — Андижан с поддержкой Всемирного банка, проект платной дороги Ташкент — Самарканд с поддержкой ЕБРР, а также проект платной дороги Самарканд — Шахрисабз длиной 66 км и туннеля на перевале Тахтакорача протяженностью 4,4 км.

11 июля 2023 года
Президент Шавкат Мирзиёев уволил главу «Узавтодор» Абдурахмона Абдувалиева из-за отсутствия прогресса по проектам платных дорог Ташкент-Самарканд и Ташкент-Андижан. Его заменил Жамшид Турсунов, ранее занимавший пост замглавы ведомства.

24 июля 2023 года
В Минтрансе прошло обсуждение разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) для реализации проекта платной автодороги Ташкент — Самарканд. Турецкая компания Proyapı Mühendislik ve Müşavirlik A.Ş. была привлечена со стороны ЕБРР для работы над проектом, на что было выделено $1,5 млн.

11 декабря 2023 года
Австрийская компания ILF Consulting Engineers Austria GmbH завершила разработку проекта строительства платной дороги Ташкент — Самарканд. Для подготовки первоначального ТЭО ЕБРР выделил грант на $350 тыс. Протяженность автотрассы должна была составлять 305 км, грузоподъемность — 13 тонн, а срок службы — 25 лет.

15 февраля 2024 года
Шавкат Мирзиёев ознакомился с планами изменений в основных сферах экономики Узбекистана до 2030 года. В рамках встречи директор Агентства стратегических реформ Баходыр Рахматов представил проект Закона «О платных автомобильных дорогах», который нацеливался на создание правовой базы для строительства и эксплуатации платных дорог, а также для организации системы приема оплаты и распределения средств. Для строительства и ремонта дорог планировалось привлечь $300 млн от международных организаций, а также внедрить инновационные технологии, включая новые покрытия и «холодную регенерацию».

2 мая 2024 года
Японская компания Sojitz и турецкая Rönesans Holding выразили интерес к участию в создании платных автодорог в Узбекистане. Представители компаний ознакомились с проектами дорожного строительства, основанными на ГЧП.

3 мая 2024 года
Замминистра транспорта Жасурбек Чориев сообщил о завершении проектных работ платной трассы Ташкент — Андижан. Подготовка ТЭО была запланирована к концу июня. Общая протяженность дороги между столицей и Ферганской долиной составила 314 км, а стоимость проекта оценивалась в $4,65 млрд.

13 мая 2024 года
Хоким Улугбек Косимов провел встречу с представителями компании Hunan Industrial Equipment Installation Co. Ltd, которая должна была заняться строительством платной дороги в Сурхандарьинской области. Обсуждение касалось пересмотра проекта для минимизации негативного воздействия на природу и население. Трасса длиной 171 км должна была пройти параллельно магистрали М41, снося более 1000 домов и вырубая 60 тыс. деревьев. Стороны согласились улучшить проект с привлечением опытных специалистов.

4 сентября 2024 года
На портале Lex.uz было опубликовано постановление президента о развитии ГЧП на 2024−2030 годы. В документе было запланировано строительство и модернизация не менее 1000 км современных платных автомобильных дорог. В этом году должно было начаться строительство платной дороги Ташкент — Самарканд, а в 2026 году — Ташкент — Андижан. Замминистра транспорта Жасурбек Чориев указал, что главными факторами, замедляющими создание платных дорог, являются естественные и искусственные препятствия, включая объекты инфраструктуры и деревья на маршрутах.

Также согласно программе развития ГЧП, планировалось построить платную автодорогу по маршруту Самарканд — Бухара за $1 млрд. Начало реализации проекта намечено на 2027 год, а подписание соглашения о государственно-частном партнерстве — на 2030 год.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Trending

Exit mobile version