Cвязаться с нами

Бизнес

«Создание монопольно-коррупционной кормушки»: экономисты о повышении утильсбора для импортных электромобилей в Узбекистане

Опубликовано

в

Экономисты о повышении утильсбора на электромобили: протекционизм и нарушение принципов ВТО

С 1 мая в Узбекистане значительно возрастут ставки утилизационного сбора на электромобили, что вызвало критику со стороны экономистов. Повышение утверждено постановлением Кабинета министров от 31 января и касается транспортных средств с электрическим двигателем (ТН ВЭД 8703 80), исключая гибридные автомобили.

Новые ставки утильсбора:

  • Для электромобилей младше трех лет – 120 БРВ (45 млн сумов).
  • Для автомобилей старше трех лет – 210 БРВ (78,75 млн сумов).

Это повышение значительно превышает предыдущие ставки, установленные в августе 2020 года: 30 БРВ для новых электрокаров и 90 БРВ для более старых моделей.

Официальные причины повышения: Правительство объясняет рост утильсбора необходимостью стимулирования «зеленых» технологий, утилизации отработанных батарей и ускорения локализации производства электромобилей.

Льготы для местных производителей: До 1 января 2030 года узбекские производители электромобилей и гибридов освобождены от уплаты утильсбора и таможенных пошлин на импорт комплектующих и оборудования. Также им разрешено ввозить до 50% от производственной мощности в виде машинокомплектов (SKD и CBU) без уплаты налогов, но не более 10 тыс. единиц в год.

Критика экономистов:

Юлий Юсупов отмечает, что утильсбор, по сути, является скрытой формой налога на импорт, так как местные производители от него освобождены. По его мнению, это проявление протекционизма, которое противоречит принципам ВТО.

«Резкое увеличение утильсбора — это не что иное, как попытка защитить местных производителей, создавая искусственные барьеры для импорта. Это противоречит обязательствам Узбекистана перед ВТО», — заявил Юсупов.

Он предположил, что правительство выбрало повышение утильсбора вместо прямого увеличения таможенных пошлин, чтобы избежать прямого конфликта с правилами ВТО, но по сути это остается ограничением импорта.

Отабек Бакиров в своем Telegram-канале назвал это решение лицемерным, особенно на фоне энергетического кризиса в стране.

«На фоне дефицита газа и бензина введение дополнительных налогов на электромобили выглядит как шаг против здравого смысла», — отметил Бакиров.

Бакиров считает, что решение выгодно компаниям, таким как BYD Uzbekistan и Uzauto Motors, которые освобождены от уплаты утильсбора благодаря специальным льготам и указам. Он также указал на отсутствие прозрачности в распределении средств от утильсбора, что вызывает подозрения в коррупции.

«Никто не знает, куда идут эти деньги. В бюджете нет отчетности по поступлениям и расходам от утильсбора. Это не налог, а чистая подать», — подчеркнул он.

Бакиров также отметил, что ответственным за исполнение постановления назначен вице-премьер Жамшид Ходжаев, курирующий процесс вступления Узбекистана в ВТО. Это ставит под сомнение искренность намерений правительства следовать международным торговым правилам.

Заключение: Оба экономиста считают, что повышение утильсбора подрывает доверие к экономической политике страны и ставит под угрозу ее международные обязательства. Бакиров призвал отменить постановление, подчеркнув, что такие меры не сделают местные компании конкурентоспособными, а лишь навредят экономике.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Бизнес

Кувейт планирует создать совместный логистический центр в Узбекистане

Опубликовано

в

By

 Компании эмирата намерены построить ГЭС, перерабатывать минеральные ресурсы и производить фармпродукцию.  

Продолжить чтение

Бизнес

Золото становится главным активом инвесторов на фоне тарифной политики Трампа — FT

Опубликовано

в

By

 С начала года золото дорожало каждую неделю, достигнув исторического максимума в $2942 за унцию.  

Продолжить чтение

Бизнес

Узбекистан и Кувейт подписали соглашения о сотрудничестве в промышленности и трудовой сфере

Опубликовано

в

By

 Стороны намерены сотрудничать в области создания «умных» городов, сельского хозяйства, энергетики и здравоохранения.  

Продолжить чтение

Trending