Бизнес
Узбекистанские банки могут заблокировать неактивные в течение 12 месяцев карты

Пресс-служба платежной системы Humo сообщила, что узбекистанские банки могут блокировать карты, если по ним не проводились операции в течение 12 месяцев.
«Согласно действующим нормам, кредитные организации вправе приостанавливать обслуживание карт, которые оставались без движения более года», — говорится в заявлении.
Чтобы избежать «неожиданной блокировки», пользователям рекомендуется предварительно временно отключать неиспользуемые карты Humo через Telegram-бот humocardbot. Это позволит повысить уровень безопасности и предотвратить их внезапную деактивацию, отметили в компании.
По информации Bankers.uz, финансовые учреждения начали заранее предупреждать клиентов о возможной блокировке карт, неактивных в течение 12 месяцев. Издание связывает это с новыми требованиями Центробанка.
При этом сам Центральный банк официально не объявлял об обязательной блокировке счетов, не использовавшихся более года.
Новые требования Центробанка
С 1 января по 31 декабря 2025 года в Узбекистане действует временный порядок, устанавливающий лимит на количество банковских карт: не более 20 карт на одного человека, включая виртуальные и кобейджинговые. В рамках одного банка можно открыть до пяти карт. Ограничения не касаются счетов в иностранной валюте.
По данным ЦБ, к декабрю 2024 года около 97% граждан (22 млн человек) владели не более чем пятью картами, 3% (770 тысяч) имели от 5 до 20 карт, а 0,03% (7 тысяч человек) — свыше 20 карт. Также регулятор выявил онлайн-платформы, маскирующиеся под «инвестиционные проекты», где 67 человек использовали в общей сложности 1626 банковских карт.
Расследование показало, что 24 человека владели 715 картами, с которых осуществлялись переводы на платформы с признаками финансовых пирамид, такие как Tradezone ai, Consulting Control Session и Scode Capital.
Временный порядок введен с целью борьбы с мошенническими схемами, связанными с банковскими картами, путем интеграции данных с информационной системой Центрального банка.
Дополнительно Центробанк предписал банкам уведомлять клиентов о количестве открытых карт через Push-оповещения и SMS-сообщения в мобильных приложениях.
Ранее сообщалось, что банки в Узбекистане начали рассылать клиентам уведомления о наличии активных карт.
Бизнес
В Узбекистане с апреля 2026 года заработает государственный водный кадастр

Через платформу Suv hisobi будут рассчитывать объем использованной воды и доводить до потребителей.
Бизнес
В 2026 году половину насосов в шести регионах Узбекистана передадут в частное управление

Узбекистан расширяет ГЧП в водном хозяйстве: насосные станции передадут частным операторам
13 октября президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией, посвящённой цифровизации водного хозяйства, совершенствованию системы управления водными ресурсами на низовом уровне и расширению участия частного сектора в эксплуатации гидротехнических сооружений. Об этом сообщила пресс-служба главы государства.
Главная цель инициативы — создать эффективную, прозрачную и экономически устойчивую систему водоснабжения, способную адаптироваться к климатическим и ресурсным вызовам ближайших лет.
Масштабное внедрение государственно-частного партнёрства
Практика государственно-частного партнёрства (ГЧП) в управлении насосными станциями получит дальнейшее развитие.
Согласно плану, уже в 2026 году половина всех насосных станций в Джизакской, Кашкадарьинской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской и Сырдарьинской областях будет передана частным операторам.
К 2027 году полный переход на частное управление планируется завершить в Наманганской области.
Такой подход позволит повысить энергоэффективность насосных систем, снизить потери воды и стимулировать инвестиции в обновление инфраструктуры.
Пилотный проект «Чартакский опыт»
Одним из ключевых элементов программы станет пилотный проект «Чартакский опыт», который реализуется в Чартакском районе Наманганской области.
Он строится по принципу «одна насосная станция — одна система» и предполагает передачу всего комплекса управления воде частному партнёру.
Частный оператор будет отвечать за подачу воды в пределах установленных лимитов, а также за техническое обслуживание и модернизацию оборудования.
В обмен на это 40% водного налога, начисленного с площадей, обслуживаемых насосной станцией, будет направляться партнёру. Эти средства пойдут на автоматизацию учёта воды, установку современных датчиков и обновление насосных агрегатов.
Контекст и предыдущие инициативы
Президент Мирзиёев ещё в ходе сентябрьской рабочей поездки в Наманганскую область поручил расширить участие частного сектора в модернизации насосных станций.
Ранее, в апреле 2023 года, глава государства уже ставил задачу передать часть насосных станций бизнесу на условиях ГЧП, чтобы повысить эффективность водоподачи и сократить энергетические издержки.
По оценкам того периода, ежегодные потери сельского хозяйства от утечки воды в каналах и ирригационных сетях достигали $4,8 млрд, что стало одним из стимулов для ускорения реформы.
Перспектива цифровой трансформации
Новая стратегия управления водными ресурсами включает цифровизацию всех уровней водопользования — от учёта воды и планирования лимитов до управления насосными станциями в режиме реального времени.
Это создаст базу для формирования государственной системы “Водный кадастр”, объединяющей данные о всех ресурсах, и обеспечит прозрачность расчётов и эффективное распределение воды.
Финансовая и аграрная синергия
Реформа водного хозяйства также согласуется с другими инициативами правительства.
Ранее сообщалось, что права на сельскохозяйственную землю можно будет использовать в качестве залога для получения кредитов, что повысит инвестиционную привлекательность аграрного сектора и позволит фермерам вкладываться в технологии водосбережения и автоматизации.
Бизнес
В Узбекистан прибыла партия из 202 китайских электробусов

В Узбекистан доставлена новая партия электробусов Yutong из Китая
13 октября в Узбекистан прибыла очередная партия современных электробусов. Как сообщили в пресс-службе Министерства транспорта, страна получила 202 новых электробуса марки Yutong и 102 зарядные станции, поставленные китайским производителем. Торжественная церемония приёма техники прошла в Ташкенте.
По данным ведомства, использование экологически чистого транспорта позволит значительно улучшить состояние городской атмосферы и повысить качество общественных перевозок. Благодаря внедрению электробусов в столичный автопарк, объём вредных выбросов в атмосферу уже удалось сократить на 93,3 тонны ежемесячно.
Планы по расширению электробусного парка до 2030 года
Министерство транспорта напомнило, что до 2030 года планируется увеличить долю электробусов в общественном транспорте Ташкента до 50%. Эта цель является частью стратегии по переходу столицы на более устойчивую и экологичную модель транспортной системы.
Технические особенности и эксплуатация
Как отмечает издание Afisha, новые электробусы Yutong получили облегчённую конструкцию за счёт усовершенствованных батарей и аккумуляторы повышенной ёмкости, что увеличивает запас хода и снижает энергопотребление.
В ближайшее время транспорт выйдет на 34 городских маршрута, охватывающих ключевые направления столицы.
Кроме того, китайский завод-изготовитель поставил два дополнительных автобуса и две зарядные станции в качестве бонуса, что превысило изначально согласованные объёмы поставки.
На все машины предоставляется трёхлетняя заводская гарантия, включающая техническое обслуживание и замену деталей в случае неисправности.
Масштабные закупки в 2026 году
В рамках дальнейшего обновления автопарка в 2026 году запланирована закупка ещё 1000 автобусов для Ташкента, среди которых:
- 30 особо крупных автобусов длиной 18 метров,
- 500 больших автобусов длиной 12 метров,
- 470 единиц средней вместимости (включая электробусы) длиной 9 метров.
Они будут обслуживать 48 маршрутов по системе брутто-контракта, что предполагает стабильную работу операторов и единые стандарты обслуживания пассажиров.
Для размещения и обслуживания техники будет создано три специализированных автопарка на участках земли в зоне проекта «Новый Ташкент», оптимально приближённых к маршрутам для сокращения холостого пробега.
Ранее сообщалось, что в Ташкенте уже 142 тысячи человек отказались от личных автомобилей в пользу автобусов, что подтверждает растущий интерес горожан к комфортному и современному общественному транспорту.
- Мир2 года назад
В Кыргызстане запретили закрывать дела об изнасилованиях из-за примирения сторон
- Мир2 года назад
В Саудовской Аравии откроется первый магазин с алкоголем
- Мир2 года назад
Африка стала мировым эпицентром терроризма — глава ООН
- Мир2 года назад
Парламент Турции одобрил вступление Швеции в НАТО
- Экономика2 года назад
Государство компенсирует затраты отечественных IT-компаний по выходу на мировой рынок
- Мир2 года назад
В Японии поджигателя аниме-студии приговорили к смертной казни
- Бизнес2 года назад
По статье 227−1 Налогового кодекса было выписано штрафов на 700 млрд сумов
- Бизнес2 года назад
«Решение мы увидим не ранее 2−3 лет» — НАПП о создании единой биржи в Узбекистане