Бизнес
В Ташкенте планируется создать свыше 200 тысяч платных парковочных мест

В Ташкенте создадут более 200 тысяч платных парковочных мест
12 марта на встрече в столичном хокимияте первый заместитель председателя по цифровой трансформации и информационным технологиям компании «Ташкент Инвест» Александр Гурко объявил о планах по созданию свыше 200 тысяч платных парковочных мест. Об этом сообщает корреспондент.
Этапы внедрения платных парковок
На первом этапе, который стартует в марте, планируется запуск 86 парковочных зон, рассчитанных на 13–14 тысяч мест для придорожной парковки. Первые платные стоянки появятся в тестовом режиме, вероятно, на улицах Мирабадского и Яккасарайского районов. С июля 2025 года начнется массовое внедрение системы платного паркинга.
Организацией городской парковочной системы занимается Streetpark Systems — компания, победившая в тендере. В настоящее время она разрабатывает мобильное приложение, через которое водители смогут оплачивать парковку.
Тарифные зоны и стоимость
Оплата за парковку будет разделена на четыре тарифные зоны с почасовой стоимостью 5 000, 8 000, 10 000 и 12 000 сумов. После согласования с Министерством экономики и финансов максимальный тариф установлен в 30 000 сумов.

Ожидаемый эффект от введения платных парковок
По прогнозам городских властей, введение платного паркинга поможет сократить пробки и увеличить скорость движения. Например, на улице Саида Барака появится 250 парковочных мест, что, по расчетам, уменьшит заторы на 18% и повысит среднюю скорость с 37 до 42 км/ч. На улице Туйтепа, где организуют 65 парковочных мест, ожидается сокращение пробок на 20% и рост средней скорости движения с 35 до 40 км/ч.
Контроль за оплатой парковки будет осуществляться с помощью камер видеонаблюдения, мобильных устройств у инспекторов и специализированных автомобилей. Однако административная ответственность за неуплату парковки будет введена не ранее 2026 года.
Планы по строительству многоуровневых парковок
Помимо уличных платных парковок, рассматривается возможность строительства многоуровневых паркингов. По словам Гурко, такие стоянки планируют разместить в районах с высоким потоком людей, например, возле базаров. Завершение исследования перспективных мест для их размещения ожидается в течение трех месяцев.
В марте 2024 года министр транспорта Илхом Махкамов сообщил о планах строительства многоэтажных парковок в Сергелийском районе и у рынка Чорсу. Четыре многоуровневых паркинга в столице будут построены в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).
Аукцион и операторы парковок
В октябре 2024 года хоким Ташкента Шавкат Умурзаков подписал указ о создании платных автостоянок. До конца августа 2025 года планируется обустроить 13,2 тысячи платных мест, а в перспективе их количество увеличится до 84 тысяч.
В ноябре начался аукцион на право организации парковочных зон. Победившая компания должна будет вложить в развитие инфраструктуры не менее $5 млн.
В декабре 2024 года Streetpark Systems выиграла повторный тендер, предложив 62,93 млрд сумов за три года аренды парковочных площадок. Первоначально в ноябре аукцион выиграло совместное предприятие Balcomuz, предложившее 120 млрд сумов, однако договор с ним не был заключен.
Ранее сообщалось, что президент поручил разработку проектов новых промышленных зон в Ташкенте.
Бизнес
UzAuto Motors создала под Навои хаб для быстрой поставки автомобилей в западные регионы

По словам компании, клиенты получат машины со склада в течение 1−2 дней после покупки.
Бизнес
Въезд в Самарканд будет закрыт на время конференции ЮНЕСКО

Мероприятие продлится с 30 октября по 14 ноября. Для транзитного транспорта наладят объезд.
Бизнес
Почтового оператора UzPost обязали выплатить $2,6 млн НДС — в 37 раз больше чистой прибыли

UzPost обяжут выплатить почти 31,5 млрд сумов НДС: хронология налогового спора
Национальный оператор почтовой связи UzPost оказался в центре затяжного налогового разбирательства, итогом которого стало требование выплатить 31,45 млрд сумов (около 2,6 млн долларов) налога на добавленную стоимость и штрафов. В распоряжении редакции Spot оказались подтверждающие документы.
Суть конфликта
В июле 2024 года Межрегиональная налоговая инспекция, подведомственная первому заместителю председателя Налогового комитета Мубину Мирзаеву, завершила налоговый аудит UzPost. По его результатам почтовому оператору было предписано доплатить 26,46 млрд сумов налога за транзитные услуги, оказанные иностранным компаниям — Tayger Layn Post, Clevtrans, Post+ B.V. и Daily Mail Zenith FZE — в период с 2021 по 2023 год при перевозке товаров через территорию Узбекистана.
Инспекция сослалась на 224-ю статью Налогового кодекса, согласно которой причиной неполной уплаты налогов может быть «неправильное исчисление или иные неправомерные действия (бездействия)». В дополнение был начислен штраф в размере 20% от суммы недоимки — 5,26 млрд сумов.
Аргументы UzPost и судебные решения
UzPost не согласился с предписанием, заявив, что речь идет о международных перевозках, для которых в соответствии со статьей 263 Налогового кодекса применяется нулевая ставка НДС, если пункты отправления и назначения находятся за пределами Узбекистана.
10 сентября 2024 года заместитель министра экономики и финансов Ахадбек Хайдаров подтвердил правомерность применения нулевой ставки к международным почтовым перевозкам, если они оформлены едиными международными транспортными документами.
17 декабря 2024 года Ташкентский межрайонный административный суд под председательством Босита Камилова признал требования налоговиков необоснованными. Суд указал, что все маршруты, указанные в договорах, начинались и заканчивались за пределами Узбекистана, и отменил требование о взыскании НДС на 26,33 млрд сумов и штрафа на 5,26 млрд. Более того, инспекция была обязана возместить UzPost 3,78 млн сумов судебных расходов.
17 февраля 2025 года апелляционная коллегия Ташкентского городского административного суда оставила это решение в силе, убрав лишь пункт о компенсации судебных издержек.
Новое предписание и повторный иск
Несмотря на судебные решения, 17 марта Межрегиональная налоговая инспекция направила UzPost новое предписание, где сумма НДС была незначительно скорректирована — снижена на 126,67 млн сумов, до 26,21 млрд сумов, а штраф оставлен на уровне 5,24 млрд.
UzPost вновь обратился в суд, на этот раз — в Ташкентский межрайонный административный суд, требуя признать действия налогового органа незаконными. 1 июля 2025 года суд встал на сторону почтового оператора и аннулировал предписание налоговой. Однако 6 августа апелляция налоговиков также была отклонена.
Ситуация изменилась 26 сентября 2025 года, когда Ташкентский городской административный суд в порядке пересмотра отменил решения двух предыдущих инстанций. Теперь UzPost обязан выплатить налог и штраф в общей сумме почти 31,5 млрд сумов. Обжаловать данное решение компания может лишь в Верховном суде Узбекистана.
Финансовые показатели UzPost
По данным компании, в 2024 году UzPost получил чистую прибыль в размере 843,9 млн сумов (+4% к предыдущему году), а доход увеличился до 603,4 млрд сумов (+58%). Средняя заработная плата в первом полугодии 2025 года выросла на 26% — с 2,93 до 3,69 млн сумов.
Сегодня UzPost насчитывает более 7,5 тыс. сотрудников, работающих в 1602 почтовых отделениях и 163 узлах связи по стране.
Позиция налоговой службы
Налоговый орган настаивает, что в действиях UzPost имели место нарушения 238-й и 241-й статей Налогового кодекса, согласно которым объектом налогообложения признается оборот по реализации услуг на территории Узбекистана, если место их оказания — страна-резидент.
Согласно приложенным к делам договорам и актам с иностранными партнёрами, местом оказания услуг указан город Ташкент, что, по мнению инспекции, делает операции облагаемыми НДС. Ведомство также заявило о наличии «международной схемы уклонения от уплаты налогов».
После судебного решения от декабря 2024 года инспекция скорректировала сумму налога с 26,4 млрд до 26,2 млрд сумов, но продолжила настаивать на взыскании. В мае 2025 года налоговая повторно подтвердила обоснованность своих требований, заявив, что все документы готовы и будут предоставлены в рамках судебно-налоговой экспертизы.
UzPost уже обращался за помощью к Бизнес-омбудсмену при Президенте Узбекистана, утверждая, что требования налоговиков являются незаконными и безосновательными. Однако, несмотря на поддержку суда первой и второй инстанций, в итоге дело было пересмотрено не в пользу оператора.
Таким образом, на сегодняшний день UzPost обязано выплатить в бюджет 26,21 млрд сумов НДС и 5,24 млрд сумов штрафов, при этом точку в деле сможет поставить лишь Верховный суд.
- Мир2 года назад
В Кыргызстане запретили закрывать дела об изнасилованиях из-за примирения сторон
- Мир2 года назад
В Саудовской Аравии откроется первый магазин с алкоголем
- Мир2 года назад
Африка стала мировым эпицентром терроризма — глава ООН
- Мир2 года назад
Парламент Турции одобрил вступление Швеции в НАТО
- Экономика2 года назад
Государство компенсирует затраты отечественных IT-компаний по выходу на мировой рынок
- Мир2 года назад
В Японии поджигателя аниме-студии приговорили к смертной казни
- Бизнес2 года назад
По статье 227−1 Налогового кодекса было выписано штрафов на 700 млрд сумов
- Бизнес2 года назад
«Решение мы увидим не ранее 2−3 лет» — НАПП о создании единой биржи в Узбекистане