Бизнес
«В условиях жесткой конкуренции в мире требуются срочные и решительные меры» — МИПТ о повышении утильсбора для электромобилей в Узбекистане

Комментарий Иномжона Абдурахманова о повышении утилизационного сбора для электромобилей в Узбекистане
Начальник Департамента внешней торговли Министерства инвестиций, промышленности и торговли Иномжон Абдурахманов в своем Facebook прокомментировал предстоящее повышение утилизационного сбора на электромобили в Узбекистане с 1 мая.
По его словам, утилизационный сбор – это один из инструментов регулирования внешнеторговой деятельности, направленный на обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья граждан и окружающей среды от воздействия транспортных средств, утративших потребительские свойства. Кроме того, этот механизм способствует развитию промышленного сектора и поддержке отечественных производителей.
Чиновник подчеркнул, что льготы, предоставленные местным автопроизводителям в соответствии с президентским постановлением от 19 декабря 2022 года, не носят индивидуального характера. Эти преференции доступны всем участникам рынка и направлены на удовлетворение растущего спроса на электромобили и гибридные авто в республике.
Экологические аспекты и утилизация аккумуляторов
Абдурахманов отметил, что аккумуляторы электромобилей содержат множество химических элементов, включая тяжелые металлы – ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и мышьяк, которые могут негативно сказаться на здоровье человека. По прогнозам правительства, к 2035 году в стране накопится более 10 тыс. тонн отходов от отслуживших свой срок батарей.
Создание инфраструктуры для переработки таких отходов и введение в эксплуатацию заводов потребует значительных инвестиций и не менее 10–15 лет. В связи с этим повышение утилизационного сбора должно не только решить экологические вопросы, но и способствовать развитию перерабатывающей отрасли.
Сравнение налоговой нагрузки в разных странах
Абдурахманов также сравнил налоговую политику в отношении электромобилей в Узбекистане и других странах. В республике действует нулевая ставка таможенных пошлин, тогда как в других государствах сборы значительно выше. Например, стоимость китайского электрокара за $20 тыс. при импорте составит:
- В ЕС – $34,2 тыс. (пошлина 55%, НДС 15%, утилизационный сбор $200);
- В России – $29,6 тыс. (акциз 15%, утилизационный сбор $2,6 тыс., НДС 20%);
- В Узбекистане – $25,9 тыс. (нулевая пошлина, НДС 12%, утилизационный сбор $3,5 тыс.).
По его мнению, эти данные подтверждают, что в Узбекистане приоритет отдается интересам потребителей.

Зачем местным автопроизводителям нужны льготы?
Согласно данным Министерства, в автопроме Узбекистана занято более 30 тыс. человек, а в смежных отраслях – свыше 200 тыс. Ожидается, что в ближайшие пять лет этот показатель увеличится до 40 тыс. и 260 тыс. соответственно, при этом более 15% работников будут высококвалифицированными специалистами. Благодаря мультипликативному эффекту одно рабочее место в автопроме создает 7–8 новых мест в смежных секторах – металлургии, химии, электронике и сфере услуг.
В 2024 году товарооборот автомобильной промышленности Узбекистана достиг $5,6 млрд, а сумма уплаченных налогов превысила 10,1 трлн сумов, что делает отрасль одним из крупнейших налогоплательщиков страны.
В условиях растущей конкуренции на мировом рынке сохранение текущих тенденций и создание 30 тыс. рабочих мест требуют активных мер поддержки. В стране уже работают несколько автопроизводителей – GM Uzbekistan (Андижанская область), ADM Jizzakh (Джизакская область) и Asaka Motors (Сырдарьинская область). В привлечение инвесторов и расширение модельного ряда отечественных автомобилей также вкладываются значительные усилия.
Вызовы и перспективы для узбекского автопрома
Абдурахманов предупредил, что низкий уровень таможенных пошлин на импортные автомобили способствует сохранению доступных цен, но в долгосрочной перспективе может привести к кризису в производстве, росту безработицы и ослаблению экономики. Кроме того, отсутствие выхода к морю создает дополнительные логистические сложности, увеличивая затраты на транспортировку.
По его мнению, без льгот сложно привлечь инвесторов с новейшими технологиями для производства автомобилей в Узбекистане. Он также привел примеры других стран: успешное развитие автопрома в Турции стало возможным благодаря защите внутреннего рынка, тогда как снижение пошлин в Австралии и Новой Зеландии привело к упадку отрасли.
Как это скажется на вступлении во ВТО?
По мнению Абдурахманова, внесение изменений и дополнений в ставки ввозных таможенных пошлин не противоречит правилам и нормам ВТО. До вступления в организацию весьма вероятно, что неприменение действующих тарифных и нетарифных мер приведет к росту импорта и снижению темпов роста ВВП Узбекистана, считает он.
«В свою очередь, соглашение, правила и положения ВТО содержат понятие „иные пошлины и сборы“, и утилизационный сбор применяется в рамках этого понятия. Страна, стремящаяся к членству в ВТО, может включить эти виды платежей в свой окончательный пакет обязательств по членству в ВТО при условии согласования с государствами-членами Организации в ходе двусторонних переговоров», — полагает чиновник.
Представитель МИПТ подчеркивает, что вопрос гармонизации национального законодательства с нормами ВТО не обсуждается в двустороннем порядке с членами организации, а рассматривается в ходе согласования окончательного пакета обязательств с Секретариатом ВТО, который реализуется накануне вступления республики в эту организацию.
Также Абдурахманова допустил, что некоторые обязательства, предусмотренные в итоговых соглашениях, могут включать переходный период. В частности, это он объясняет тем, что развивающиеся страны стремятся повысить благосостояние своего населения за счет поддержки секторов с высокой добавленной стоимостью или осуществления структурных изменений.
«При реализации этого процесса государство может усилить некоторые протекционистские меры, включая меры тарифные и нетарифные регулирования», — заявил начальник департамента МИПТ.
Чиновник приводит примеры Индии, которая на ранних этапах индустриализации активно защищала текстильную и автомобильную промышленность, и США, применяющих импортные пошлины для защиты развивающихся секторов экономики. Также он вспоминает введение пошлин со стороны США и Канады на импорт китайских электромобилей.
Кроме того, Абдурахманов подчеркнул, что «недопустимо высказывать мнения, не обоснованные с точки зрения экономической эффективности, и претендуя на защиту интересов потребителей, без полного понимания содержания реализуемых решений и их стратегических целей для развития государства и благосостояния народа». Любой экономист, блогер и активист может обратиться в Общественный совет при МИПТ, отметил он.
«В целом, я считаю, что полное открытие нашего рынка для иномарок сегодня означает безработицу, слабую экономику и зависимость завтра», — резюмировал он.
Абдурахманов призвал поддерживать производителей в республике, не допуская монополии, постоянно повышать качество отечественных автомобилей, чтобы они могли конкурировать с импортными, создавать собственную научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы для устойчивого, долгосрочного развития промышленности.
Повышение утильсбора для электромобилей
Правительство Узбекистана утвердило с 1 мая значительное повышение утилизационного сбора для электромобилей (ТН ВЭД 8703 80). Об этом говорится в постановлении Кабинета министров от 31 января.
Под товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности 8703 80 подпадают транспортные средства, приводимые в движение только электрическим двигателем. Таким образом, это не распространяется на гибридные автомобили.
Размер утильсбора на электрокары варьируется от года их выпуска:
если менее трех лет — 120 БРВ (45 млн сумов);
если более трех лет — 210 БРВ (78,75 млн сумов).
Утилизационный сбор с некоторых транспортных средств правительство Узбекистана ввело с 1 августа 2020 года. Ставка утильсбора для электромобилей возрастом менее трех лет тогда составила 30 БРВ (повышение в 4 раза), более трех лет — 90 БРВ (повышение в 2,3 раза).
Цели повышения утильсбора — расширение использования «зеленых» технологий, обеспечение утилизации непригодных батарей в импортных электромобилях, не нанося при этом серьезного ущерба окружающей среде, дальнейшее ускорение работ по локализации в этой сфере.
При этом до 1 января 2030 года произведенные в республике электромобили и гибриды освобождены от утильсбора и таможенной пошлины за импортируемые комплектующие (машинокомплекты), сырье и материалы, оборудование и технологическую оснастку.
Также производителям разрешается до освоения полного цикла процесса производства электромобилей и гибридов (но не более 24 месяцев с момента реализации) ввозить в виде машинокомплектов для крупноузловой сборки (SKD) или в готовом виде (CBU) без уплаты пошлины и утильсбора в количестве до 50% от организуемой производственной мощности, но не более 10 тыс. единиц в год.
Ранее приводились мнения экономистов по решению правительства о кратном увеличении с 1 мая ставок утильсбора. По их мнению, к нетарифным ограничениям добавляется таможенная пошлина на импорт электромобилей, противоречащая принципам ВТО.
Ранее сообщалось, что импорт электромобилей в Узбекистан вырос в 1,5 раза — свыше 24 тысяч единиц.
Бизнес
Хокимият Ташкента заключил соглашения с азербайджанскими компаниями на $400 млн

Проекты охватывают строительство 5-звездочной гостиницы, жилого комплекса и ТРЦ, а также запуск сети ресторанов и кофеен.
Бизнес
В Узбекистане с 10 июля стартует прием заявок на ипотечные субсидии

Подать заявку можно через центры госуслуг или ЕПИГУ. Для получения субсидии надо набрать не менее 30 баллов.
Бизнес
China Eastern Airlines планирует выполнять полеты в Узбекистан

Компания получила от «Узавиации» разрешение на запуск рейсов Сиань — Ташкент.
- Мир1 год назад
В Кыргызстане запретили закрывать дела об изнасилованиях из-за примирения сторон
- Мир1 год назад
В Саудовской Аравии откроется первый магазин с алкоголем
- Мир1 год назад
Африка стала мировым эпицентром терроризма — глава ООН
- Мир1 год назад
Парламент Турции одобрил вступление Швеции в НАТО
- Мир1 год назад
В Японии поджигателя аниме-студии приговорили к смертной казни
- Экономика1 год назад
Государство компенсирует затраты отечественных IT-компаний по выходу на мировой рынок
- Бизнес1 год назад
В Ташкенте пройдет киберспортивный турнир для студентов Unicup
- Экономика1 год назад
В январе в Узбекистане «просело» производство продуктов питания