Cвязаться с нами

Экономика

Что не так в динамике экспорта текстильной продукции Узбекистана

Опубликовано

в

Что не так в динамике экспорта текстильной продукции Узбекистана

Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) проанализировали динамику экспорта текстильной отрасли Узбекистана, уделив особое внимание диверсификации экспортных товаров и изменению структуры экспорта в период с 2016 по 2023 годы, включая соотношение готовой и полуготовой продукции.

Для анализа уровня диверсификации экспорта по товарам и странам использовался индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который помогает определить концентрацию на рынке. В зависимости от значений индекса, уровни диверсификации делятся на три категории:

— высокий (0–1500),
— средний (1500–2500),
— низкий (2500–10000).

Справка: HHI измеряет концентрацию на рынке и используется для оценки разнообразия. Чем ближе индекс к 0, тем выше диверсификация, тогда как значение 10 000 указывает на монополию одного товара или страны на рынке.

Динамика экспорта.
В период с 2016 по 2023 год объем экспорта текстильной продукции удвоился, достигнув 3,2 млрд долларов в 2023 году. При этом доля текстильного экспорта в общем объеме экспорта страны увеличилась с 13,1% в 2016 году до 18,9% в 2021 году. Однако несмотря на рост объемов экспорта в 2022 году на 4,2% и в 2023 году на 0,6%, доля текстиля в общем экспорте снизилась до 17% в 2022 году и до 13% в 2023 году.

Диверсификация продукции.
Диверсификация текстильного экспорта по видам товаров значительно улучшилась. В 2016 году индекс HHI составлял 2668, а к 2023 году снизился до 1648, что свидетельствует о переходе от слабой диверсификации к умеренной. Это отражает значительные изменения в структуре экспортируемой продукции, переход отрасли от сырья к продукции с добавленной стоимостью.

Переход к экспорту готовой продукции.
Экспорт хлопкового волокна сократился с 637 млн долларов в 2016 году до 70 тыс. долларов в 2023 году, а доля хлопковой пряжи уменьшилась с 51,1% в 2021 году до 37,9% в 2023 году. Это говорит о росте доли готовой продукции в структуре экспорта, включая трикотажные полотна (с 4,1% до 9,7%), трикотажные изделия (с 12,9% до 27,2%) и одежду (с 0,8% до 4%).

Диверсификация по странам.
Индекс HHI по странам увеличился с 1606 в 2016 году до 2435 в 2023 году, что указывает на снижение диверсификации экспортных направлений. Это связано с ростом доли России в структуре экспорта текстиля — с 29% в 2016 году до 45% в 2023 году. Несмотря на это, в исследуемый период уровень диверсификации по странам оставался средним. Ключевыми рынками, помимо России, стали Китай (13,7%), Турция (10,4%), Кыргызстан (7,8%) и Иран (3,2%).

С момента получения Узбекистаном статуса участника системы GSP+ в 2021 году экспорт в Европейский Союз значительно возрос: с 76,4 млн долларов в 2020 году до 178,5 млн долларов в 2022 году. Однако в 2023 году объем экспорта снизился на 14% и составил 152,8 млн долларов. Для увеличения экспорта в ЕС необходимо улучшать производство востребованных товаров и наращивать экспортный потенциал, что откроет новые возможности для расширения географии экспорта Узбекистана.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Экономика

Банки с государственным участием показывают рост своих активов

Опубликовано

в

By

Микрокредитный рынок Узбекистана показывает значительный рост в последние годы

Центром экономических исследований и реформ обновлен «Индекс активности банков» за II квартал 2025 года, охвативший 35 коммерческих банка в стране. Индекс рассчитан с учётом классификации банков, на 20 крупных и 15 малых. Начиная с 2021 года «Индекс активности банков» рассчитывается ЦЭИР с целью оценки трансформационных процессов банковского сектора, а также усилий по повышению прозрачности и […]

Сообщение Банки с государственным участием показывают рост своих активов появились сначала на Новости Узбекистана сегодня: nuz.uz.

Продолжить чтение

Экономика

Всё, что нужно вашему бренду — в PrimePress: термокружки, футболки, визитки и не только

Опубликовано

в

Брендинг под ключ: PrimePress предлагает 90+ товаров

PrimePress — все для вашего фирменного стиля

Компания PrimePress предлагает бизнесу широкий спектр брендированной продукции — более 90 видов товаров, способных усилить имидж и повысить узнаваемость вашей компании.

В каталоге представлены:

  • Сувенирная продукция: термокружки, флеш-накопители, ручки, блокноты, подарочные боксы и пакеты с логотипом;
  • Фирменный текстиль: футболки, жилеты, олимпийки, бейсболки;
  • Полиграфия: флаеры, буклеты, визитки, постеры и многое другое.

PrimePress гарантирует своим клиентам высокое качество продукции, актуальный дизайн и четкую печать. Компания также выполняет корпоративные заказы любого объема и организует доставку по всей территории страны.

Каждый продукт — будь то кружка или рекламный флаер — становится для ваших клиентов и партнеров узнаваемым визуальным элементом бренда.

📞 Для оформления заказа и консультаций звоните: 78 122 37 73.

Продолжить чтение

Экономика

Льготные кредиты на развитие сельского хозяйства в кооперативах

Опубликовано

в

Агрокооперативы получат льготы на кредиты в 2025 году

Кабмин Узбекистана утвердил меры по развитию кооперативов для роста доходов населения

7 июля 2023 года Кабинет Министров Узбекистана издал постановление № 414 «О мерах по увеличению источников доходов населения за счет организации кооперативов в регионах». Об этом сообщает портал Norma.uz. Документ направлен на создание дополнительных возможностей для заработка и сокращение безработицы через активное развитие системы кооперативов в махаллях.

В числе ключевых задач обозначено рациональное использование земельных участков личных подсобных хозяйств и дехканских (фермерских) хозяйств, а также рост их доходности. Для этого определены приоритетные направления работы: углубленная специализация махаллей, запуск новых проектов, стимулирование самозанятости, проведение обучающих программ по предпринимательству и обеспечение льготного финансирования и доступа к рынкам сбыта.

В 2023 году коммерческие банки страны, такие как «Халк Банк», «Микрокредитбанк», «Туронбанк» и «Алокабанк», выделят на поддержку кооперативов 500 млрд сумов. Эти средства будут направлены на кредитование различных направлений кооперативного производства — рыбоводства, кролиководства, животноводства, птицеводства и пчеловодства. Также кредиты будут предоставляться на приобретение продукции, выращенной на землях дехканских хозяйств и приусадебных участках.

Для стимулирования роста доходов граждан предусмотрена компенсация части процентных расходов по кредитам, которые берут субъекты малого и среднего бизнеса для создания кооперативов. Так, АО «Компания по развитию предпринимательства» возьмет на себя возмещение процентной ставки в размере 4 процентных пунктов сверх базовой ставки ЦБ, а также компенсирует не более 1,75 базовой ставки по займам до 5 млрд сумов в национальной валюте — в зависимости от категории региона. При этом компенсация может достигать до 40% базовой ставки на срок до трёх лет.

Продолжить чтение

Trending