Экономика
Потребительская уверенность узбекистанцев в декабре показала незначительное снижение
Индекс потребительской уверенности в Узбекистане в декабре немного снизился, составив 129,2 пункта. Это изменение связано с ухудшением трех из пяти субиндексов, входящих в общий показатель. Наиболее значительное падение продемонстрировал субиндекс, оценивающий благоприятность текущих условий для крупных покупок, тогда как ожидания относительно экономической ситуации заметно улучшились. В целом 2024 год стал негативным для страны: индекс снизился на 6,1 пункта, причем значительное падение затронуло практически все субиндексы.
В декабре субиндекс условий для крупных покупок сократился с 84,2 до 79,5 пункта, достигнув минимального значения за всю историю исследования. За год показатель уменьшился на 7,2 пункта. По данным опросов, 36,9% респондентов считают текущие условия подходящими для крупных расходов, что на 2,4 процентного пункта меньше, чем в ноябре, и на 4,2 процентного пункта ниже по сравнению с прошлым годом.
В разрезе регионов наибольшее улучшение продемонстрировал Ташкент, где доля оптимистичных ответов выросла с 52,5% до 61,8%. Однако лидером декабря стала Наманганская область, где 70,1% респондентов отметили благоприятные условия, что позволило региону обойти Фергану. В четырех регионах зафиксировано снижение по сравнению с ноябрем, а наихудшие оценки дали жители Ташкентской области, где только 58% ожидают улучшения экономической ситуации в ближайшие 12 месяцев.
Нейтральная динамика декабря обусловлена ростом субиндекса прогнозов экономической ситуации, который компенсировал ухудшение условий для крупных покупок. Этот показатель вырос на 3,2 пункта и достиг 157,2 пункта, что является лучшим результатом с марта. За весь 2024 год этот субиндекс снизился лишь на 1,8 пункта, в то время как остальные упали на 5–9 пунктов. Улучшения в экономике ожидают 65,6% опрошенных, что выше ноябрьского показателя (63,6%), но ниже уровня прошлого года (68,9%).
Инфляционные оценки и ожидания узбекистанцев в декабре показали снижение после ноябрьского роста. Так, 46,7% жителей отметили значительное увеличение цен за год, что меньше ноябрьского показателя (50,7%). Однако за месяц этот показатель слегка вырос с 30,8% до 31,1%.
Девальвационные ожидания также снизились и достигли минимального уровня за последние четыре месяца, несмотря на продолжающееся ослабление узбекского сума. Пятый месяц подряд курс национальной валюты снижается, а доллар подорожал на 0,5%. Доля респондентов, ожидающих дальнейшего ослабления сума в течение следующего года, упала с 60,5% в ноябре до 58,6% в декабре. В краткосрочной перспективе (на месяц) доля пессимистов уменьшилась с 43,5% до 39,6%. Несмотря на улучшение, показатели остаются выше, чем в декабре 2023 года.
В целом, последний месяц 2024 года оказался умеренно позитивным для стран Центральной Азии с точки зрения инфляции и валютных ожиданий. В Узбекистане месячная динамика оставалась нейтральной после слабого ноября. Однако в течение года индекс потребительской уверенности снизился, уступив второе место Кыргызстану. По всем пяти ключевым параметрам наблюдалось снижение оптимизма. Наименее уверены жители страны в улучшении своего материального положения в ближайший год. Также уменьшилось число тех, кто положительно оценивает изменения в личных финансах и общей экономической ситуации.
Во всем регионе в декабре наблюдалось улучшение инфляционных оценок и ожиданий после негативных тенденций осени. В Узбекистане настроения в отношении инфляции значительно улучшились, особенно в долгосрочных прогнозах. Всплеск ноябрьских ожиданий оказался временным, и настроения вернулись к предыдущим уровням.
Что касается девальвационных ожиданий, то в большинстве стран Центральной Азии они снизились, за исключением Казахстана, где третий месяц подряд фиксируется рост на фоне рекордного ослабления тенге. В Узбекистане впервые с августа отмечено снижение девальвационных настроений после небольшого падения курса сума в декабре. В годовом выражении ситуация в этом вопросе улучшилась – доля пессимистов уменьшилась на 8 процентных пунктов.
Восемнадцатая волна исследования потребительской уверенности в Центральной Азии показала относительно позитивные результаты. В двух странах зафиксирована нейтральная динамика, а в двух – разнонаправленные изменения. В целом 2024 год завершился не слишком удачно для региона: две страны продемонстрировали снижение индекса потребительской уверенности.
Если падение в Таджикистане оказалось незначительным, то в Узбекистане снижение заметно сильнее. Кыргызстан, напротив, показал резкий рост оптимизма, что позволило ему занять вторую строчку в рейтинге. Казахстан остается на последнем месте, демонстрируя нейтральные изменения за год.
Несмотря на некоторые негативные тенденции, все четыре страны завершили год в положительной зоне. В большинстве случаев позитивные ответы преобладают над негативными, за исключением Казахстана, где разница минимальна. Инфляционные ожидания ухудшились в конце лета по всему региону, особенно заметно по сравнению с 2023 годом. Девальвационные настроения в среднем оставались стабильными: если в Казахстане и Таджикистане они росли, то в Узбекистане и Кыргызстане наблюдался более оптимистичный настрой по сравнению с концом 2023 года.
Аналитик Freedom Finance Global Данияр Оразбаев отмечает:
«Декабрь оказался умеренно позитивным для стран Центральной Азии в плане инфляции и валютных ожиданий. В Казахстане индекс потребительской уверенности восстановился после ноябрьского снижения, что позволило завершить год на нейтральной ноте. В Узбекистане месячная динамика была стабильной, однако в целом за год индекс значительно снизился, уступив Кыргызстану второе место в рейтинге. По всем ключевым параметрам наблюдается снижение оптимизма. Особенно заметно ухудшились прогнозы личного материального положения. В Кыргызстане, напротив, ситуация улучшилась: потребительская уверенность выросла, и больше жителей отметили позитивные изменения в экономике. В Таджикистане в декабре индекс резко снизился, но страна все же сохраняет значительное лидерство в регионе».
В Казахстане и Узбекистане ежемесячно опрашивают 3 600 респондентов, в Кыргызстане – 1 600, в Таджикистане – 1 200. Методология исследования разработана компанией United Research Technologies Group и адаптирована к локальным условиям. Опросы проводятся по телефону на родном языке респондентов.