Cвязаться с нами

Экономика

Потребительская уверенность узбекистанцев в декабре показала незначительное снижение

Опубликовано

в

Потребительская уверенность узбекистанцев в декабре показала незначительное снижение

Индекс потребительской уверенности в Узбекистане в декабре немного снизился, составив 129,2 пункта. Это изменение связано с ухудшением трех из пяти субиндексов, входящих в общий показатель. Наиболее значительное падение продемонстрировал субиндекс, оценивающий благоприятность текущих условий для крупных покупок, тогда как ожидания относительно экономической ситуации заметно улучшились. В целом 2024 год стал негативным для страны: индекс снизился на 6,1 пункта, причем значительное падение затронуло практически все субиндексы.

В декабре субиндекс условий для крупных покупок сократился с 84,2 до 79,5 пункта, достигнув минимального значения за всю историю исследования. За год показатель уменьшился на 7,2 пункта. По данным опросов, 36,9% респондентов считают текущие условия подходящими для крупных расходов, что на 2,4 процентного пункта меньше, чем в ноябре, и на 4,2 процентного пункта ниже по сравнению с прошлым годом.

В разрезе регионов наибольшее улучшение продемонстрировал Ташкент, где доля оптимистичных ответов выросла с 52,5% до 61,8%. Однако лидером декабря стала Наманганская область, где 70,1% респондентов отметили благоприятные условия, что позволило региону обойти Фергану. В четырех регионах зафиксировано снижение по сравнению с ноябрем, а наихудшие оценки дали жители Ташкентской области, где только 58% ожидают улучшения экономической ситуации в ближайшие 12 месяцев.

Нейтральная динамика декабря обусловлена ростом субиндекса прогнозов экономической ситуации, который компенсировал ухудшение условий для крупных покупок. Этот показатель вырос на 3,2 пункта и достиг 157,2 пункта, что является лучшим результатом с марта. За весь 2024 год этот субиндекс снизился лишь на 1,8 пункта, в то время как остальные упали на 5–9 пунктов. Улучшения в экономике ожидают 65,6% опрошенных, что выше ноябрьского показателя (63,6%), но ниже уровня прошлого года (68,9%).

Инфляционные оценки и ожидания узбекистанцев в декабре показали снижение после ноябрьского роста. Так, 46,7% жителей отметили значительное увеличение цен за год, что меньше ноябрьского показателя (50,7%). Однако за месяц этот показатель слегка вырос с 30,8% до 31,1%.

Девальвационные ожидания также снизились и достигли минимального уровня за последние четыре месяца, несмотря на продолжающееся ослабление узбекского сума. Пятый месяц подряд курс национальной валюты снижается, а доллар подорожал на 0,5%. Доля респондентов, ожидающих дальнейшего ослабления сума в течение следующего года, упала с 60,5% в ноябре до 58,6% в декабре. В краткосрочной перспективе (на месяц) доля пессимистов уменьшилась с 43,5% до 39,6%. Несмотря на улучшение, показатели остаются выше, чем в декабре 2023 года.

В целом, последний месяц 2024 года оказался умеренно позитивным для стран Центральной Азии с точки зрения инфляции и валютных ожиданий. В Узбекистане месячная динамика оставалась нейтральной после слабого ноября. Однако в течение года индекс потребительской уверенности снизился, уступив второе место Кыргызстану. По всем пяти ключевым параметрам наблюдалось снижение оптимизма. Наименее уверены жители страны в улучшении своего материального положения в ближайший год. Также уменьшилось число тех, кто положительно оценивает изменения в личных финансах и общей экономической ситуации.

Во всем регионе в декабре наблюдалось улучшение инфляционных оценок и ожиданий после негативных тенденций осени. В Узбекистане настроения в отношении инфляции значительно улучшились, особенно в долгосрочных прогнозах. Всплеск ноябрьских ожиданий оказался временным, и настроения вернулись к предыдущим уровням.

Что касается девальвационных ожиданий, то в большинстве стран Центральной Азии они снизились, за исключением Казахстана, где третий месяц подряд фиксируется рост на фоне рекордного ослабления тенге. В Узбекистане впервые с августа отмечено снижение девальвационных настроений после небольшого падения курса сума в декабре. В годовом выражении ситуация в этом вопросе улучшилась – доля пессимистов уменьшилась на 8 процентных пунктов.

Восемнадцатая волна исследования потребительской уверенности в Центральной Азии показала относительно позитивные результаты. В двух странах зафиксирована нейтральная динамика, а в двух – разнонаправленные изменения. В целом 2024 год завершился не слишком удачно для региона: две страны продемонстрировали снижение индекса потребительской уверенности.

Если падение в Таджикистане оказалось незначительным, то в Узбекистане снижение заметно сильнее. Кыргызстан, напротив, показал резкий рост оптимизма, что позволило ему занять вторую строчку в рейтинге. Казахстан остается на последнем месте, демонстрируя нейтральные изменения за год.

Несмотря на некоторые негативные тенденции, все четыре страны завершили год в положительной зоне. В большинстве случаев позитивные ответы преобладают над негативными, за исключением Казахстана, где разница минимальна. Инфляционные ожидания ухудшились в конце лета по всему региону, особенно заметно по сравнению с 2023 годом. Девальвационные настроения в среднем оставались стабильными: если в Казахстане и Таджикистане они росли, то в Узбекистане и Кыргызстане наблюдался более оптимистичный настрой по сравнению с концом 2023 года.

Аналитик Freedom Finance Global Данияр Оразбаев отмечает:

«Декабрь оказался умеренно позитивным для стран Центральной Азии в плане инфляции и валютных ожиданий. В Казахстане индекс потребительской уверенности восстановился после ноябрьского снижения, что позволило завершить год на нейтральной ноте. В Узбекистане месячная динамика была стабильной, однако в целом за год индекс значительно снизился, уступив Кыргызстану второе место в рейтинге. По всем ключевым параметрам наблюдается снижение оптимизма. Особенно заметно ухудшились прогнозы личного материального положения. В Кыргызстане, напротив, ситуация улучшилась: потребительская уверенность выросла, и больше жителей отметили позитивные изменения в экономике. В Таджикистане в декабре индекс резко снизился, но страна все же сохраняет значительное лидерство в регионе».

В Казахстане и Узбекистане ежемесячно опрашивают 3 600 респондентов, в Кыргызстане – 1 600, в Таджикистане – 1 200. Методология исследования разработана компанией United Research Technologies Group и адаптирована к локальным условиям. Опросы проводятся по телефону на родном языке респондентов.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Экономика

Авторынок Узбекистана: растет спрос на иномарки и электрокары

Опубликовано

в

By

Микрокредитный рынок Узбекистана показывает значительный рост в последние годы

Несмотря на краткосрочное снижение продаж в марте месяце, в отдельных сегментах авторынка отмечен устойчивый рост в категориях легковых иномарок и поддержанных электромобилей. Активность на первичном рынке автомобилей также сохраняет положительную годовую динамику. Центр экономических исследований и реформ Узбекистана представил результаты анализа автомобильного рынка по итогам прошедшего месяца. В марте текущего года продажи автотранспортных средств в […]

Сообщение Авторынок Узбекистана: растет спрос на иномарки и электрокары появились сначала на Новости Узбекистана сегодня: nuz.uz.

Продолжить чтение

Экономика

По требованию ЦБ банки станут меньше выдавать населению микрозаймы

Опубликовано

в

ЦБ требует снизить выдачу микрозаймов банками

Центробанк Узбекистана утвердил новые правила микрокредитования

Центральный банк Узбекистана зарегистрировал в Министерстве юстиции новый приказ, который вступит в силу 24 июля. Документ усиливает ряд требований в сфере микрокредитования.

Лимит на долю микрозаймов в банках

Вводится новый коэффициент концентрации кредитов по отраслям: теперь микрозаймы физическим лицам могут составлять не более 25% от всего кредитного портфеля банка. В некоторых банках сегодня эта доля доходит до 100%. Для организаций с превышением предусмотрена разработка специальных планов по снижению доли микрозаймов. Банкам дано время до 1 января 2029 года для приведения показателей в норму.

Контроль над долговой нагрузкой заёмщиков

Согласно новым требованиям, совокупная долговая нагрузка заёмщика или группы заёмщиков не должна превышать 50% от их доходов. В случае превышения этого порога банк обязан будет отказать в выдаче нового займа.

Максимальные сроки возврата кредитов

Установлены предельные сроки погашения: до 36 месяцев для микрозаймов, до 180 месяцев для ипотек и до 60 месяцев для прочих кредитов. Это правило вводится для расчёта ежемесячных платежей.

Ограничение роста долговой нагрузки

Центробанк повысил допустимый уровень ежедневной нагрузки по процентным и прочим платежам — теперь он составляет 0,3% от остатка основного долга (вместо прежних 0,25%).

Ограничение переплат по займам

Установлено, что годовая сумма всех переплат — процентов, комиссий, штрафов и других расходов — не должна превышать 50% от суммы основного долга. Например, при займе в 1 миллион сумов все дополнительные платежи за год не могут превышать 500 тысяч сумов. Центробанк пояснил, что цель этой меры — ограничить общую стоимость кредита, а не снижать процентные ставки.

Новые правила расчёта дохода заёмщика

Банки при оценке доходов будут учитывать, прежде всего, официальные поступления на счета. Если таковых нет, возможно использование информации из кредитных бюро о регулярных платежах за последние 6–12 месяцев. В таком случае средний доход рассчитывается как 50% от среднего ежемесячного платежа. Также разрешено использовать медианное значение доходов, если оно ниже среднего арифметического.

Итоговое ограничение на микрокредиты в портфеле

Микрозаймы, включая овердрафты и кредитные карты, также ограничены 25% от общего объёма кредитного портфеля банка.

Продолжить чтение

Экономика

Стратегическое планирование – инструмент проведения социально-экономических реформ

Опубликовано

в

Экономические реформы: роль стратегического планирования

В Ташкенте прошел семинар по вопросам стратегического планирования и координации политики

24–25 апреля в Ташкенте состоялся семинар, посвящённый развитию потенциала в сфере стратегического планирования и согласования государственной политики.

Мероприятие прошло на базе Института законодательства и правовой политики при Президенте Республики Узбекистан. В нем приняли участие ведущие зарубежные и отечественные эксперты, представители ключевых министерств и ведомств, ответственные за проведение реформ в сфере государственного управления и совершенствование процессов стратегического планирования в стране.

Стратегическое планирование занимает центральное место в масштабных преобразованиях, осуществляемых в Узбекистане. В рамках стратегий развития Нового Узбекистана акцент сделан на важности эффективного государственного управления как инструмента достижения устойчивого социально-экономического роста и реализации долгосрочных национальных целей.

По запросу правительства Узбекистана и при финансовой поддержке Немецкого общества по международному сотрудничеству (GIZ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) провела в стране всесторонний обзор системы государственного управления. Целью исследования стало определение путей укрепления управленческих механизмов, включая повышение эффективности деятельности министерств и ведомств в координации и реализации реформ.

Обзор включил рекомендации в два этапа: первая часть была представлена в ноябре 2023 года, вторая проходит сейчас и направлена на поддержку внедрения предложенных инициатив. Основные направления работы охватывают:

  • совершенствование стратегического планирования и координации политики;
  • продвижение процесса децентрализации;
  • разработку политик, основанных на анализе данных, а также повышение качества регулирования с акцентом на оценку регулирующего воздействия (ОРВ);
  • развитие инструментов управления эффективностью и углубление диалога между структурами.

— Темой нашего сегодняшнего семинара стало стратегическое планирование в государственном управлении — одно из приоритетных направлений политики последних 7–8 лет. По инициативе главы государства элементы стратегического планирования внедряются во все уровни системы госуправления. Это важная составляющая модели Нового Узбекистана. Ведущие демократические страны в последние десятилетия сделали ставку на стратегическое планирование как на эффективный способ достижения долгосрочных целей (10–15 лет и более). Новый подход позволяет точно определить стратегические цели и выстроить план действий для их достижения — ранее подобная методика в нашей практике применялась ограниченно. В сотрудничестве с ОЭСР, Министерством финансов и другими органами власти мы изучили передовой опыт Франции, Польши, Турции, а в этом году — Чехии и Португалии. Данный семинар — важный этап работы по подготовке проекта закона о стратегическом планировании и созданию методологической базы для обучения специалистов в этой сфере, — подчеркнул Олимжон Акилов, главный научный сотрудник Института законодательства и правовой политики при Президенте Узбекистана.

В ходе двухдневного семинара зарубежные эксперты представили практические инструменты и подходы, которые Агентство стратегических реформ сможет использовать для более эффективного взаимодействия с министерствами и ведомствами, выстраивая единую систему планирования на государственном уровне.

По итогам встречи была принята специальная «дорожная карта» для дальнейшего развития стратегического планирования и координации в Узбекистане.

Продолжить чтение

Trending