Cвязаться с нами

Экономика

Тень на табачном рынке: какова ситуация с незаконным оборотом табачных изделий в Узбекистане?

Опубликовано

в

Тень на табачном рынке: какова ситуация с незаконным оборотом табачных изделий в Узбекистане?

Незаконный оборот табачных изделий: вызов для экономики и общественного здоровья Узбекистана

Теневой рынок табачной продукции остается значительной проблемой для Узбекистана, оказывая негативное влияние на государственный бюджет, легальный бизнес и общественное здоровье. Анализ данных за 10 месяцев 2024 года показывает масштаб проблемы, региональные диспропорции и первые результаты работы государственных органов в противодействии нелегальному обороту.

Основные цифры и ущерб экономике

По данным на 1 ноября 2024 года, доля незаконного оборота табачной продукции в стране составила 9,8%, что обернулось потерями бюджета в размере 424,1 млрд сумов. Эти средства могли быть направлены на социальные и инфраструктурные проекты. Тем не менее, активные действия налоговых, таможенных и правоохранительных органов позволили частично сдержать рост нелегального рынка.

Региональные диспропорции

Ситуация с незаконным оборотом табачной продукции значительно варьируется по регионам, с ярко выраженными зонами высокого и низкого риска.

Регионы с высоким уровнем нелегального оборота

  • Ферганская долина – наиболее проблемный регион. Средний показатель составляет 18,1%, с локальными пиками:
    • Коканд29,9%
    • Маргилан25,2%
  • Наманганская область27,4%
  • Джизакская область14,5%

Средний уровень проблемы

  • Ташкентская область8,4%
  • Бухарская область6,2–8%
  • Кашкадарьинская область4,5–5,7%
  • Навоийская область9–10,5%
  • Андижанская область9,7%

Регионы с низким уровнем контрабанды

Некоторые области демонстрируют минимальные показатели незаконного оборота, что свидетельствует о результативности принимаемых мер:

  • Сурхандарьинская область3,2–4,1%
  • Самаркандская область4%
  • Сырдарьинская область3,5%
  • Хорезмская область1,4%
  • Республика Каракалпакстан4,4%

Особенности столицы

В Ташкенте уровень нелегального оборота составляет 7,8%, что ниже общенационального показателя. Однако в пределах Ташкентской области наблюдаются значительные различия:

  • Ангрен10,2%
  • Алмалык2,7%

Причины и рекомендации

Анализ данных подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению проблемы, включая:

  1. Усиление контроля на границах – основные потоки нелегальной продукции поступают через внешние границы.
  2. Оптимизация налогообложения легальной продукции – снижение стимулов для потребителей и торговцев обращаться к теневому рынку.
  3. Изучение региональных факторов – высокие показатели в Ферганской долине и Наманганской области требуют глубокого анализа причин и специфики локального рынка.
  4. Целевые программы для проблемных регионов – создание региональных инициатив по борьбе с нелегальным оборотом, включая образовательные кампании и усиление контроля.

Угрозы для здоровья и конкуренции

Незаконный рынок табачных изделий наносит вред не только экономике, но и общественному здоровью. Контрабандная продукция зачастую не соответствует стандартам безопасности, а её доступность стимулирует потребление среди молодёжи. Кроме того, нелегальный рынок подрывает справедливую конкуренцию, создавая неравные условия для легальных производителей.

Незаконный оборот табачной продукции в Узбекистане – многогранная проблема, требующая системного подхода. Комплексные и адресные меры, основанные на детальном анализе ситуации, помогут защитить экономику страны, здоровье граждан и интересы легального бизнеса.

Продолжить чтение
Нажмите, чтобы оставить комментарий

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Экономика

Центральный банк не стал менять основную ставку

Опубликовано

в

By

Центральный банк не стал менять основную ставку

12 декабря 2024 года Центральный банк Узбекистана решил сохранить основную ставку на уровне 13,5% годовых. Это обусловлено необходимостью контроля инфляции и создания условий для достижения средней инфляции в 5% в долгосрочной перспективе.

Экономическая ситуация

Снижение инфляции в последние месяцы оказалось медленнее ожидаемого. В ноябре годовая инфляция составила 10%, в основном благодаря стабилизации цен на продовольственные товары. Тем не менее, сохраняются риски повышения цен на услуги и непродовольственные товары, что связано с высоким совокупным спросом.

Инфляционные ожидания выросли: среди населения они достигли 13,7%, а среди бизнеса — 12,7%. Это связано с рядом факторов, включая рост цен на энергоносители в условиях зимнего сезона.

Макроэкономические тренды

  • Рост совокупного спроса стимулируется увеличением доходов населения, ростом зарплат и трансграничных переводов.
  • Розничная торговля и сектор услуг демонстрируют устойчивый рост, что указывает на высокую потребительскую активность.
  • Базовая инфляция остается на стабильном уровне около 7%.

Роль денежно-кредитной политики

Жесткая денежно-кредитная политика способствует росту сбережений населения и умеренному увеличению кредитования. Эти меры помогают ограничить монетарное влияние на инфляцию.

Прогнозы и планы

Рост ВВП по итогам 2024 года прогнозируется на уровне 6–6,5%. Однако, чтобы снизить инфляционное давление, требуется балансировка между спросом и предложением.

Центральный банк рассматривает возможность повышения ставки, если инфляционное давление усилится. Следующее заседание по ставке запланировано на 23 января 2025 года.

Сохранение ставки на уровне 13,5% позволяет стабилизировать цены и поддерживать макроэкономическое равновесие. Центральный банк продолжит учитывать ключевые факторы экономики для снижения инфляционных рисков и обеспечения устойчивого роста.

Продолжить чтение

Экономика

Как будут сотрудничать Узбекистан и Дальний Восток

Опубликовано

в

By

Как будут сотрудничать Узбекистан и Дальний Восток

В Москве состоялось 25-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Узбекистаном. Ключевым итогом встречи стало подписание Плана мероприятий по развитию взаимодействия между Дальним Востоком России и Республикой Узбекистан на период 2025–2030 годов.

Подписание документа

Документ был подписан заместителем министра по развитию Дальнего Востока и Арктики России Виталием Алтабаевым и заместителем министра инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана Хуррамом Тешабаевым.

Приоритетные направления сотрудничества

План мероприятий охватывает следующие ключевые направления:

  • Экономика и торговля: увеличение объемов взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией и запуск новых инвестиционных проектов.
  • Образование, наука и технологии: развитие совместных образовательных программ и подготовка квалифицированных кадров.
  • Горнорудная промышленность: внедрение инновационных технологий и обмен опытом в добыче и переработке полезных ископаемых.
  • Градостроительство: разработка мастер-планов для комплексного развития территорий.
  • Туризм: увеличение взаимного туристического потока через развитие инфраструктуры и проведение рекламных кампаний.

Предыстория инициативы

Идея создания такого документа была предложена в октябре 2024 года в ходе визита министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова в Ташкент. Этот визит стал важным шагом в укреплении долгосрочного сотрудничества между регионами России и Узбекистана.

Подписание Плана мероприятий подчеркивает стремление обеих сторон к укреплению экономических и культурных связей, а также к реализации совместных проектов, способствующих развитию регионов.

Продолжить чтение

Экономика

BYD частично локализует производство своих автомобилей в Узбекистане

Опубликовано

в

By

BYD частично локализует производство своих автомобилей в Узбекистане

5 декабря состоялась презентация для президента, посвященная приоритетам автомобильной промышленности Узбекистана на следующий год.

Основные темы презентации:

  1. Объемы производства и спрос:
    • В Узбекистане ежегодно продается свыше 400 тысяч автомобилей.
    • Прогнозируется дальнейший рост производства благодаря увеличению доходов населения.
  2. Локализация и снижение себестоимости:
    • К 2025 году планируется локализовать 60 деталей для автомобилей марки «BYD».
    • Локализация поможет уменьшить себестоимость электромобилей.
  3. Усиление конкуренции:
    • Вступление Узбекистана в ВТО потребует повышения качества продукции и уровня локализации.
    • Президент подчеркнул важность усиления конкурентоспособности отрасли.
  4. Кооперация с местными предприятиями:
    • Центр содействия локализации должен удвоить объемы производства.
    • Региональные предприятия будут активнее вовлекаться в процессы кооперации.
  5. Экспорт и развитие новых направлений:
    • За последние годы в соседние страны экспортировано более 40 тысяч автокомплектов.
    • К 2025 году экспорт автомобилей и комплектующих должен превысить 700 миллионов долларов.
    • Планируется продвижение самаркандских предприятий, специализирующихся на производстве автобусов и грузовиков, на внешние рынки.
  6. Экономическая и социальная значимость:
    • Президент отметил необходимость адаптации автомобильной отрасли к современным вызовам.
    • Особое внимание уделено стабильному производству, маркетингу и улучшению качества продукции.
Продолжить чтение

Trending