Экономика
Тень на табачном рынке: какова ситуация с незаконным оборотом табачных изделий в Узбекистане?
Незаконный оборот табачных изделий: вызов для экономики и общественного здоровья Узбекистана
Теневой рынок табачной продукции остается значительной проблемой для Узбекистана, оказывая негативное влияние на государственный бюджет, легальный бизнес и общественное здоровье. Анализ данных за 10 месяцев 2024 года показывает масштаб проблемы, региональные диспропорции и первые результаты работы государственных органов в противодействии нелегальному обороту.
Основные цифры и ущерб экономике
По данным на 1 ноября 2024 года, доля незаконного оборота табачной продукции в стране составила 9,8%, что обернулось потерями бюджета в размере 424,1 млрд сумов. Эти средства могли быть направлены на социальные и инфраструктурные проекты. Тем не менее, активные действия налоговых, таможенных и правоохранительных органов позволили частично сдержать рост нелегального рынка.
Региональные диспропорции
Ситуация с незаконным оборотом табачной продукции значительно варьируется по регионам, с ярко выраженными зонами высокого и низкого риска.
Регионы с высоким уровнем нелегального оборота
- Ферганская долина – наиболее проблемный регион. Средний показатель составляет 18,1%, с локальными пиками:
- Коканд – 29,9%
- Маргилан – 25,2%
- Наманганская область – 27,4%
- Джизакская область – 14,5%
Средний уровень проблемы
- Ташкентская область – 8,4%
- Бухарская область – 6,2–8%
- Кашкадарьинская область – 4,5–5,7%
- Навоийская область – 9–10,5%
- Андижанская область – 9,7%
Регионы с низким уровнем контрабанды
Некоторые области демонстрируют минимальные показатели незаконного оборота, что свидетельствует о результативности принимаемых мер:
- Сурхандарьинская область – 3,2–4,1%
- Самаркандская область – 4%
- Сырдарьинская область – 3,5%
- Хорезмская область – 1,4%
- Республика Каракалпакстан – 4,4%
Особенности столицы
В Ташкенте уровень нелегального оборота составляет 7,8%, что ниже общенационального показателя. Однако в пределах Ташкентской области наблюдаются значительные различия:
- Ангрен – 10,2%
- Алмалык – 2,7%
Причины и рекомендации
Анализ данных подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению проблемы, включая:
- Усиление контроля на границах – основные потоки нелегальной продукции поступают через внешние границы.
- Оптимизация налогообложения легальной продукции – снижение стимулов для потребителей и торговцев обращаться к теневому рынку.
- Изучение региональных факторов – высокие показатели в Ферганской долине и Наманганской области требуют глубокого анализа причин и специфики локального рынка.
- Целевые программы для проблемных регионов – создание региональных инициатив по борьбе с нелегальным оборотом, включая образовательные кампании и усиление контроля.
Угрозы для здоровья и конкуренции
Незаконный рынок табачных изделий наносит вред не только экономике, но и общественному здоровью. Контрабандная продукция зачастую не соответствует стандартам безопасности, а её доступность стимулирует потребление среди молодёжи. Кроме того, нелегальный рынок подрывает справедливую конкуренцию, создавая неравные условия для легальных производителей.
Незаконный оборот табачной продукции в Узбекистане – многогранная проблема, требующая системного подхода. Комплексные и адресные меры, основанные на детальном анализе ситуации, помогут защитить экономику страны, здоровье граждан и интересы легального бизнеса.
Экономика
Центральный банк не стал менять основную ставку
12 декабря 2024 года Центральный банк Узбекистана решил сохранить основную ставку на уровне 13,5% годовых. Это обусловлено необходимостью контроля инфляции и создания условий для достижения средней инфляции в 5% в долгосрочной перспективе.
Экономическая ситуация
Снижение инфляции в последние месяцы оказалось медленнее ожидаемого. В ноябре годовая инфляция составила 10%, в основном благодаря стабилизации цен на продовольственные товары. Тем не менее, сохраняются риски повышения цен на услуги и непродовольственные товары, что связано с высоким совокупным спросом.
Инфляционные ожидания выросли: среди населения они достигли 13,7%, а среди бизнеса — 12,7%. Это связано с рядом факторов, включая рост цен на энергоносители в условиях зимнего сезона.
Макроэкономические тренды
- Рост совокупного спроса стимулируется увеличением доходов населения, ростом зарплат и трансграничных переводов.
- Розничная торговля и сектор услуг демонстрируют устойчивый рост, что указывает на высокую потребительскую активность.
- Базовая инфляция остается на стабильном уровне около 7%.
Роль денежно-кредитной политики
Жесткая денежно-кредитная политика способствует росту сбережений населения и умеренному увеличению кредитования. Эти меры помогают ограничить монетарное влияние на инфляцию.
Прогнозы и планы
Рост ВВП по итогам 2024 года прогнозируется на уровне 6–6,5%. Однако, чтобы снизить инфляционное давление, требуется балансировка между спросом и предложением.
Центральный банк рассматривает возможность повышения ставки, если инфляционное давление усилится. Следующее заседание по ставке запланировано на 23 января 2025 года.
Сохранение ставки на уровне 13,5% позволяет стабилизировать цены и поддерживать макроэкономическое равновесие. Центральный банк продолжит учитывать ключевые факторы экономики для снижения инфляционных рисков и обеспечения устойчивого роста.
Экономика
Как будут сотрудничать Узбекистан и Дальний Восток
В Москве состоялось 25-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Узбекистаном. Ключевым итогом встречи стало подписание Плана мероприятий по развитию взаимодействия между Дальним Востоком России и Республикой Узбекистан на период 2025–2030 годов.
Подписание документа
Документ был подписан заместителем министра по развитию Дальнего Востока и Арктики России Виталием Алтабаевым и заместителем министра инвестиций, промышленности и торговли Узбекистана Хуррамом Тешабаевым.
Приоритетные направления сотрудничества
План мероприятий охватывает следующие ключевые направления:
- Экономика и торговля: увеличение объемов взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией и запуск новых инвестиционных проектов.
- Образование, наука и технологии: развитие совместных образовательных программ и подготовка квалифицированных кадров.
- Горнорудная промышленность: внедрение инновационных технологий и обмен опытом в добыче и переработке полезных ископаемых.
- Градостроительство: разработка мастер-планов для комплексного развития территорий.
- Туризм: увеличение взаимного туристического потока через развитие инфраструктуры и проведение рекламных кампаний.
Предыстория инициативы
Идея создания такого документа была предложена в октябре 2024 года в ходе визита министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова в Ташкент. Этот визит стал важным шагом в укреплении долгосрочного сотрудничества между регионами России и Узбекистана.
Подписание Плана мероприятий подчеркивает стремление обеих сторон к укреплению экономических и культурных связей, а также к реализации совместных проектов, способствующих развитию регионов.
Экономика
BYD частично локализует производство своих автомобилей в Узбекистане
5 декабря состоялась презентация для президента, посвященная приоритетам автомобильной промышленности Узбекистана на следующий год.
Основные темы презентации:
- Объемы производства и спрос:
- В Узбекистане ежегодно продается свыше 400 тысяч автомобилей.
- Прогнозируется дальнейший рост производства благодаря увеличению доходов населения.
- Локализация и снижение себестоимости:
- К 2025 году планируется локализовать 60 деталей для автомобилей марки «BYD».
- Локализация поможет уменьшить себестоимость электромобилей.
- Усиление конкуренции:
- Вступление Узбекистана в ВТО потребует повышения качества продукции и уровня локализации.
- Президент подчеркнул важность усиления конкурентоспособности отрасли.
- Кооперация с местными предприятиями:
- Центр содействия локализации должен удвоить объемы производства.
- Региональные предприятия будут активнее вовлекаться в процессы кооперации.
- Экспорт и развитие новых направлений:
- За последние годы в соседние страны экспортировано более 40 тысяч автокомплектов.
- К 2025 году экспорт автомобилей и комплектующих должен превысить 700 миллионов долларов.
- Планируется продвижение самаркандских предприятий, специализирующихся на производстве автобусов и грузовиков, на внешние рынки.
- Экономическая и социальная значимость:
- Президент отметил необходимость адаптации автомобильной отрасли к современным вызовам.
- Особое внимание уделено стабильному производству, маркетингу и улучшению качества продукции.
- Мир11 месяцев назад
В Кыргызстане запретили закрывать дела об изнасилованиях из-за примирения сторон
- Мир11 месяцев назад
В Саудовской Аравии откроется первый магазин с алкоголем
- Мир11 месяцев назад
Африка стала мировым эпицентром терроризма — глава ООН
- Мир11 месяцев назад
В Японии поджигателя аниме-студии приговорили к смертной казни
- Мир11 месяцев назад
Парламент Турции одобрил вступление Швеции в НАТО
- Бизнес10 месяцев назад
В Ташкенте пройдет киберспортивный турнир для студентов Unicup
- Бизнес9 месяцев назад
Начал работу товарный маркетплейс Humans Market
- Экономика10 месяцев назад
Государство компенсирует затраты отечественных IT-компаний по выходу на мировой рынок